Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Политологи подтвердили удобство и безопасность ДЭГ

19.09.2021

Дистанционное электронное голосование привлекло лоялистов, они прислушались к советам проголосовать дистанционно в условиях коронавируса, сказала газете ВЗГЛЯД политолог Наталья Линдигрин. Она объяснила, почему онлайн-голосование исключает манипуляции с итоговыми результатами.

«Большинство тех, кто воспользовался дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), – лоялисты, те, кто скорее положительно оценивает действия властей. Это связано с тем, что они прислушивались к советам беречь себя в условиях коронавируса и голосовать электронно даже в том случае, если есть возможность прийти на избирательный участок», – считает исполнительный директор АНО Институт региональных проблем Наталья Линдигрин.

Оппозиция, по ее словам, традиционно призывает приходить на участки и «говорит о недоверии к итогам голосования». К этим советам в основном прислушиваются возрастные категории граждан, симпатизирующие критикам властей. «При этом оппозиционеры не объясняют, как устроена система дистанционного электронного голосования, но призывают изначально не доверять ей», – пояснила эксперт.

ДЭГ обеспечивает анонимность избирателей и исключает попытки повлиять на итоги голосования. «Я общалась с разработчиками электронного голосования. Они вне политики и просто объясняли механику процесса. Разработанная система блокчейн не предполагает того, что ее можно изменить. Если кто-то вторгнется в эту систему и попробует внести изменения, то останется след, который будет виден всем – специалистам и наблюдателям. Невозможно без следа вторгнуться в эту систему и поменять расклад голосов», – заверила собеседник.

В Москве, где ДЭГ применяется не первый раз, онлайн-голосование воспринимают как удобную государственную услугу. «Вчера я проголосовала электронно. Просто зашла на сайт и вся процедура напомнила мне запись ребенка в кружок. У меня не было ни минуты задержки. Сначала система выдала первый бюллетень, а затем – второй. Если посмотреть на регионы, где еще не было электронного голосования, то для них это будет своеобразным новшеством, но там и госуслугами еще не все пользуются. Но на следующих выборах и для этих регионов электронное голосование тоже станет привычным, как для москвичей. А в столице ДЭГ – уже часть современной цифровой экосистемы города. Электронное голосование должно применяться по всей России (сейчас оно проходит в семи регионах). Это уже наше настоящее – удобное и комфортное», – считает Линдигрин.

По мнению эксперта, ДЭГ привлекает пассивных избирателей. «После голосования в Москве в 2019 году и по поправкам к Конституции в 2020 эксперты отмечали, что в процессе участвовали многие из тех, кто раньше вообще не голосовал. На некоторых участках таких набиралось до 10 процентов от общего числа проголосовавших. Я надеюсь, что теперь они и дальше будут пользоваться электронным голосованием. Эта процедура стала для них привычной», – добавила политолог.

Также руководитель прокомментировал особенности дистанционного электронного голосования руководитель Лаборатории социальных исследований Петр Кирьян. Он заявил, что развитие технологий позволяет сделать процесс голосования безопасным.

«Вам не надо идти на участок, вы можете сделать это дома, в офисе, в машине, как вам это комфортно. В пандемию это дополнительный аргумент, мы не находимся в помещении с людьми, которые могут быть носителями», — пояснил Кирьян, отметив удобство процедуры голосования в онлайн-формате.

По мнению эксперта, люди стали чаще пользоваться дистанционными сервисами и лучше понимать механику их работы, помимо этого, населению импонирует анонимность дистанционного голосования.

Кроме того, политолог Дмитрий Орлов назвал стратегической ошибкой призыв ряда партий отказаться избирателям от дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

«Делать ставку на прямой поход (а не участие в онлайн-голосовании. – Прим. ред.) избирателей в последний день голосования – это ставка оппозиции. Еще раз подчеркну – это ошибка на текущих выборах, и это ошибка стратегическая», – заявил Орлов.

По его словам, таким образом можно потерять граждан, которые «иначе голосуют, иначе мыслят, иначе живут».

Также политолог рассказал о главной особенности ДЭГ в этом году. Он уточнил, что те нормы кампании, которые есть сейчас, серьезно отличаются от того, что было в 2016 году. Так, голосование в 2021 году более длительное, в нем уже есть очень развитая дистанционная часть.

«Я полагаю, что ДЭГ очень серьезно меняет и порядок волеизъявления, и его содержания. Это, конечно, главное», – отметил Орлов.

В субботу утром замглавы Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов опубликовал в своем Telegram-канале данные о ходе выборов. По его словам, «2/3 избирателей Москвы, записавшихся на электронное голосование /1,386 млн/ уже проголосовало дистанционно».

В субботу проходит второй день выборов депутатов Госдумы. Зампредседателя ЦИК России Николай Булаев рассказал о штатном ходе голосования. Нарушений мало, и они не являются определяющими, чтобы повлиять на результаты. По его словам, достаточно высокая активность избирателей в пятницу обнадеживает с точки зрения окончательной явки.

Булаев обратил особое внимание на высокую явку на дистанционном электронном голосовании: «В основном она около 50%, но по некоторым субъектам даже больше, например, в Москве и Ростовской области. И я думаю, это тоже доказывает, что наше решение о применении ДЭГ на достаточно большой территории России было правильным», – считает зампредседателя ЦИК.

Явка в первый день составила 16,85%. Иностранные наблюдатели отметили прозрачность этих выборов и преимущества онлайн-голосования. Выборы в Госдуму восьмого созыва проходят в течение трех дней – 17, 18 и 19 сентября.

По материалам Москва 24, Zborg.ru и газеты Взгляд