Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Новый город может появится на границе Хакасии и Красноярского края по инициативе Шойгу

14.08.2021

Первый построенный с нуля сибирский город из трех-пяти, о которых говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу, с большой вероятностью возведут на границе двух регионов. По информации от  высокопоставленного источника, этот проект прорабатывался два года. Он стартует в 2022 году. Эксперты считают, что проект Шойгу возрождает царскую и сталинскую стратегию развития России. Но сомневаются, что это остановит отток населения из Сибири.

Первый из 3-5 новых городов на карте России может появиться в районе границы Хакасии и Красноярского края. По словам источника, его планируют построить в Минусинской котловине. «Проектом два года занимались в правительстве РФ и в регионах. Еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме [президент РФ Владимир] Путин поручил правительству РФ и Российской академии наук проработать вопрос использования Минусинской долины», — рассказал источник, подчеркнув, что именно тогда Путин впервые за многие годы сделал серьезное заявление о развитии Сибири (до этого в спектре его внимания больше был Дальний Восток).

Президент говорил, что регион должен стать «связующим звеном между европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран АТР [азиатско-тихоокеанский регион], Европы, включая Восточную Европу». Он оценил объем инвестиций в проект в 3 трлн рублей.

Шойгу в качестве главы Русского географического общества (РГО) в сентябре прошлого года в интервью «Комсомольской правде» и РИА Новости признавался, что его мечта — «построить большой, красивый и очень удобный город в Сибири» и «место есть замечательное — Минусинская котловина». А на встрече с учеными в Красноярске 5 августа он подчеркнул, что в Сибири нужно построить «три-пять научно-промышленных, экономических центров, городов с населением 300—500 тысяч человек, лучше — до миллиона человек».

Минусинская долина входит в так называемый Ангаро-Енисейский макрорегион, который объединяет Хакасию, Туву, Красноярский край и Иркутскую область. Профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности Байкальского госуниверситета Виктор Самаруха сказал, что власти обсуждают развитие там трех горных кластеров: города Братск, Усть-Илимск и Ангарск. Есть потенциал роста у городов Усть-кут и Саянск, где уже созданной инфраструктуры достаточно для увеличения численности населения минимум до 200 тысяч, считает эксперт.

Директор Школы публичной дипломатии Красноярска Василий Никуленков напомнил, что как раз в этих территориях реализуются крупные инвестиционные проекты: в развитие Усольского калийного комбината будет вложено 180 млрд рублей, Усть-Кутского газоперерабатывающего завода — 170 млрд рублей, завода полимеров в Усть-Куте — 168 млрд рублей, в Богучанский алюминиевый завод — 160 млрд рублей. Никуленков также подтвердил, что «конкретные действия [по стратегии развития Сибири] последуют в следующем году». «Скорее всего, решения по освоению региона будут озвучиваться на известных экономических площадках России и Юго-Восточной Азии», — отметил эксперт.

Проект развития этой территории, который разрабатывают РГО и Сибирское отделение Российской академии наук (РАН), предполагает создание корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона. Его наблюдательный совет возглавит профильный вице-премьер Виктория Абрамченко, а правление — полпред президента (пока эта должность вакантна).

В одном из сибирских регионов эксперт также не исключил, что возможно объединение полномочий вице-премьера и полпреда, как на Дальнем Востоке — якобы поэтому президент не спешит с назначением своего представителя в Сибири.

Стратегия развития Сибири разрабатывается, в том числе, на основе замыслов еще царских и советских времен, рассказал красноярский эксперт Василий Никуленков. В 1920-е годы Ангаро-Енисейская проблема «была возведена в ранг крупной общегосударственной задачи, а в 1932-м даже было создано спецбюро». Существовала программа «Сибирь», которую координировало Сибирское отделение Академии наук СССР. «Теоретические заделы — и царские, и советские — огромны. Ученые РАН и представители РГО возобновили и завершают эту серьезную концептуальную работу», — сообщил Никуленков.

Идея Шойгу о строительстве новых городов вписывается в планы экс-главы СССР Иосифа Сталина по развитию Сибири, подтверждает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Тогда было три дороги: еще царский Транссиб, частично построенные БАМ и Трансполярная железная дорога [один из ее участков должен стать Северным широтным ходом в ЯНАО]. Сталин хотел, чтобы три дороги шли с Запада на Восток параллельно, и с ними бы пересекались железные дороги с южных до северных территорий страны. Логика простая: мы построим железную дорогу, вдоль нее разовьется экономика. В центре этих транспортных крестов — новые города», — рассказал эксперт. Под эти цели сейчас введется модернизация Транссиба и началась реконструкция БАМа, старт которой 10 августа дал Шойгу.

Проект по строительству новых городов до сих пор не реализован, потому что сибирский климат и условия жизни для современного человека не подходят, высказал скептическую оценку проекта президент Байкальского регионального фонда гражданских инициатив «Наша Сибирь» Максим Зимин. Он считает, что заявление Шойгу основано на стереотипе, что на неосвоенные сибирские земли могут прийти китайцы. «Не придут. Это политическая фантасмагория. Китайцы с северных территорий уезжают. Они группируются в нескольких прибрежных провинциях и в низовьях бассейна реки Янцзы», — заявил эксперт.

Критично к строительству новых городов в Сибири относится президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. Он объясняет, что в большинстве существующих городов, за исключением Новосибирска и Красноярска, население уменьшается, и вряд ли кто-то решится поехать в новые. «Если речь идет о развитии инфраструктуры того же Новосибирска или Красноярска, — почему бы и нет. Но не с нуля. В Сибири уже есть Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск — центры, где развивается научная и производственная база», — пояснил эксперт.

В Минфине РФ на запрос URA.RU ответили, что подобный проект не входит в компетенцию ведомства. В Минэкономразвития РФ сообщили, что «предложения находятся на стадии обсуждения». В пресс-службе вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего инфраструктурные проекты, не ответили на запрос URA.RU. В РГО получить оперативный комментарий также не удалось. Источники в «Единой России», список которой на выборах в Госдуму возглавляет Шойгу, сказали, что партийный проект по развитию Сибири не прорабатывался. «Его разработкой, скорее, должно заниматься правительство, но партия на всех уровнях будет поддерживать его», — отметил источник.

В современной Росси с нуля были построены столица Ингушетии Магас и Иннополис в Татарстане. В мировой практике не все проекты новых городов оказались успешными. Так, «умный» город Сонгдо в Южной Корее, который начали строить в 2002 году стал привлекательным местом для комфортной жизни и для ведения бизнеса. Столицу Мьянмы город Нейпьидо возвели в 2008 году, и сегодня там живет более миллиона человек. В Китае построена копия австрийского города Гальштат (одноименный), который тоже продолжает развиваться. Но другой новый китайский город — Инкоу, который должен был стать промышленным центром, городом-миллионником, — пустует. Причем таких городов в Поднебесной несколько. С амбициозными планами не справились даже в Саудовской Аравии, где больше 15 лет строят «экономический город короля Абаллы». В городе должно жить 2 млн человек, но реально в 2018 году его население, по данным местных СМИ, было около 7 тысяч.

 

По материалам URA.RU