Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Опубликован рейтинг мэров по итогам первого квартала 2021

31.03.2021

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2021 года.

Объектами исследования являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Развернутый анализ рейтинга мэров осуществил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«Пандемийный период только усилил имеющиеся тенденции в работе мэров, как и в любой кризис, более ярко выявились узкие стороны в жизни. Стало ещё более очевидно, что на уровне городов явно не хватает денег. Федеральная власть влила средства. Ситуация показала: если бы они сразу там имелись, было бы намного лучше, например, если бы город располагал достаточным количеством больниц, и они бы функционировали, не надо было бы строить.

Говоря о мэрах, мы всегда понимаем, что есть мэр, возглавляющий городское поселение, муниципалитет – это «несчастный труженик», задач у которого много, а денег априори не хватает.  А есть мэр региональной столицы, или какого-нибудь нефтяного города, или просто крупного города, такого, как, например, Балашиха, с огромным промышленным потенциалом. Это – разные истории.

Но и те, и другие оказывают влияние на политику, особенно в предвыборный год. Люди оценивают работу первого мэра по дорогам, магазинам, школам и больницам. А с другой стороны, такие мэры – как громоотвод, потому что всегда можно сказать: ну вот, смотрите, наш мэр виноват, не федеральная, региональная власть, а мэр.

Все ругают сегодня мэров за оптимизацию здравоохранения, и вроде бы обоснованно, но какой у него выбор? Он может починить одну поликлинику нормально или три – плохо. Он выбирает первый путь, потому что, если он плохо починит все три поликлиники, то через год надо будет чинить опять. Эти мэры – хозяйственники с социальным уклоном, как водопроводчик с грязными руками.

С мэрами региональных столиц ситуация другая. Они в большей степени политики, у них ресурсов больше, они на виду – все же меряют регион по региональной столице, поэтому их и губернатор деньгами поддерживает. С другой стороны, на уровне региональных столиц есть вечное соревнование. Региональная столица – это в среднем пол-экономики региона. В результате всякий мэр региональной столицы видит себя губернатором, а всякий губернатор совершенно не желает его там видеть. Поэтому, даже если мэра выдвинул сам губернатор, если это человек из его команды, всё равно некое соревнование между мэром и губернатором всегда существует.

У мэров-политиков цель – укрепить свой авторитет и тем самым укрепить авторитет власти, даже если они представляют оппозиционные партии. Самый простой способ «непровластным» мэрам испортить президентские выборы – завалить работу в регионе.

Поэтому, как ни посмотри, мэры – очень значимый ресурс будущих выборов, причём скорее даже не парламентских, а президентских: все выборы, в том числе ближайшие – это авангардные бои будущих президентских выборов», – заключил политолог.

По материалам Новые ведомости