Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Центростремительные инвестиции

05.06.2019

Московская область входит в число регионов — лидеров по уровню развития экосистемы для инвесторов. Дальнейший рост деловой активности в регионе должна поддержать цифровизация госуслуг для бизнеса.

Регионы восстанавливают инвестиционный потенциал после коллапса 2014-2016 годов, отмечают авторы ежегодных рейтингов инвестпривлекательности регионов. Капитальные вложения, приводят аналитики RAEX («Эксперт РА») статистику Росстата, в 2017 году увеличились на 4,4% и продолжили рост, достигнув за девять месяцев прошлого года 4,1%. Второй год снижается интегральный инвестиционный риск регионов.

По данным Национального рейтингового агентства (НРА), приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в первом квартале 2018-го увеличился на 18,1%. 64 из 85 субъектов РФ сохранили позиции в рейтинге прошлого года на уровне 2017 года. Но позитивной динамики удалось добиться не всем. По данным НРА, инвестиции в основной капитал росли в 51 регионе, а в оставшихся 34 — снижались.

Гонка регионов

Инвестиции позволяют создавать рабочие места, внедрять новые технологии и повышают налогооблагаемую базу регионов, что жизненно необходимо, говорит гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Между территориями, по его словам, развернулась борьба за инвесторов: «Регионы соревнуются, кто создаст более льготный режим».

Территории со стабильным инвестиционным климатом имеют больше шансов на реализацию своих амбиций.

Территория роста

В четверку наиболее инвестиционно привлекательных территорий входит Московская область (согласно рейтингу НРА). В списке RAEX Подмосковье возглавляет группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным инвестиционным риском. «Благодаря эффективной экономической политике, стимулирующей формирование благоприятных для инвесторов условий для ведения бизнеса, регион стабильно сохраняет лидерство», — говорит заместитель гендиректора RAEX Д митрий Кабалинский.

По объемам инвестиций регион занимает второе место в Центральном федеральном округе и пятое в стране, а также входит в тройку лидеров по привлечению зарубежных инвесторов, отмечают в министерстве инвестиций и инноваций Московской области.

В 2018 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 897,8 млрд руб., на 22,7% выше уровня 2017-го. В начале года в регионе завершена реализация 50 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 35,7 млрд руб. В частности, первый в России завод по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz немецкого производителя Daimler AG в Солнечногорске открывал лично президент Владимир Путин.

Как заявил на открытии завода губернатор Московской области Андрей Воробьев, регион инвестировал порядка 5 млрд руб. в развитие инфраструктуры и обеспечил максимально возможный набор льгот для инвесторов: «Была непростая задача — выиграть конкуренцию».

Проектная мощность предприятия, построенного по принципам «Индустрии 4.0», — 25 тыс. автомобилей в год, работать на нем будут более тысячи человек.

До конца этого года должно быть завершено строительство еще 453 инвестпроектов и модернизировано и расширено 240 предприятий c общим объемом финансирования 550 млрд руб. Это еще 76 тыс. новых рабочих мест.

Всего в активной фазе находятся еще порядка 1200 проектов более чем на 50 млн руб. каждый.

Инфраструктурный фундамент

Причины устойчивости регионов-лидеров очевидны, отмечают аналитики RAEX: «Это прежде всего диверсифицированная экономика, базирующаяся на развитой инфраструктуре».

Рынок сбыта — одно из ключевых преимуществ региона: в столице и Московской области высокая численность населения и имеется платежеспособный спрос. Помимо этого, столичный регион — крупнейший транспортно-логистический хаб, обеспечивающий выход на рынки стран СНГ и Азии, отмечают в Минпромторге РФ.

«Все дороги в России ведут в столичный регион, инвесторы рассматривают его и как площадку для локализации производств, нацеленных на насыщение всего российского рынка и рынка ближайших стран — Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и т.д., а также как промышленно-производственную площадку для экспорта», — заявили РБК+ в пресс-службе ведомства.

Для обеспечения функций центра распределения и дистрибуции на территории Московской области работают шесть крупных терминально-логистических центров (контейнерных терминалов) в Истре, Орехово-Зуеве, Подольске, Рузе, Наро-Фоминском и Богородском городских округах. Как заявил зампред областного правительства Вадим Хромов в апреле на встрече с правительственной делегацией китайской провинции Хунань, расширяют мощности терминально-логистический центр (ТЛЦ) «Селятино» (Наро-Фоминский городской округ) и «Восточный» (Богородский городской округ). В Дмитровском городском округе Подмосковья строится современный контейнерный ТЛЦ «Белый Раст». Проект ОАО «РЖД», реализуемый совместно с китайскими партнерами, должен к 2023 году выйти на полную мощность — 725 тыс. TEU/год. Расширяющиеся логистические мощности обещают стать отправными точками «Нового шелкового пути».

По словам зампреда, китайский бизнес заинтересован в транзите через территорию региона грузопотока Китай — Европа и при этом — в загрузке контейнерных поездов, которые следуют из России в КНР.

Для локализации и развития собственного, в том числе экспортно ориентированного производства в Подмосковье создано порядка 80 промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, особых экономических зон (ОЭЗ).

Наличие на территории индустриальных парков региона всей необходимой инфраструктуры (подведенных сетей электро-, газо — и водоснабжения, а также водоотведения и подъездной дороги) позволяет резидентам сократить срок строительства. Им предоставляются налоговые льготы, компенсируются при необходимости затраты на создание инженерной инфраструктуры, и льготные займы Фонда развития промышленности (ФРП) Минпромторга РФ.

Московская область — одна из самых активных по привлечению в регион проектов по программам фонда — здесь при его поддержке реализовано 36 проектов на сумму 7,8 млрд руб. В общей сложности в Московской области сейчас действует более 60 федеральных и региональных мер поддержки бизнеса.

Такие условия являются привлекательными для иностранных инвесторов, говорят в министерстве инвестиций и инноваций. В 2018 году запущены 37 проектов компаний с иностранным капиталом из 17 стран с общим объемом инвестиций более 43 млрд руб. и созданием порядка 4,4 тыс. новых рабочих мест.

Производитель автомобилей марки Mercedes-Benz тщательно взвешивал выбор площадки, рассказал РБК+ генеральный директор ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» Аксель Бензе. Развитая транспортная инфраструктура, доступность ресурсов, наличие поставщиков и высококвалифицированной рабочей силы, по его словам, стали одними из основных факторов в пользу выбора локализации производства. В расчет принималась и экономическая ситуация в регионе в целом, а также надежные правительственные партнеры, говорит Аксель Бензе.

По данным пресс-службы Минпромторга России, этот инвестпроект стал вторым в регионе, оформленным как специальный инвестиционный контракт (СПИК); документ гарантирует бизнесу стабильность налоговых и регуляторных условий.

Контакт с инвестором

«Инвестор выбирает те регионы, где ему удобно, выгодно и безопасно. И задача региональных властей — создать именно такие условия, чтобы бизнес чувствовал себя максимально комфортно», — отмечают в Минпромторге. Помимо субсидий и компенсаций важно пройти с инвестором путь в поиске земельного участка под строительство, все процедуры согласования и разрешений, подвести коммуникации и помочь запустить производство. Свои инвестиционные проекты правительство Московской области сопровождает буквально в ручном режиме, говорят в Минпромторге, и это позволяет инвесторам оперативно решать все проблемы.

По словам президента ООО «Хино Моторс» Микио Сэгавы, в условиях быстроменяющегося российского рынка, его экономической и политической нестабильности существенную роль в привлечении бизнеса играет отношение региональных властей. «Мы сразу почувствовали поддержку как губернатора, так и всей команды правительства и администрации Химок», — говорит японский инвестор. Особенно компанию впечатлила работа центра содействия строительству при правительстве Московской области — ведомства, сформированного из представителей разных министерств и служб и предназначенного для поддержки инвестиционных проектов. В апреле в Химках началось строительство завода по сбору грузовых автомобилей Hino.

Географическое положение расширяет потенциальный круг инвесторов для Московской области, говорит исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский. Но решающее, по его мнению, значение имеет административная поддержка: «Построить предприятие без подключения к инженерным сетям и получения разрешений просто невозможно, а вот без льгот хороший проект и так состоится».

По мнению директора по экономической политике НИУ ВШЭ Юрия Симачева, в инвестиционной политике важен экосистемный подход — создание единой благоприятной среды. Ведь наряду с преимуществами близость к столице, по его словам, связана и с определенными рисками: оттоком человеческого капитала, высокой транспортной нагрузкой на регион, экологическими проблемами.

Задача региона — наращивать количество инвесторов, готовых развивать объекты социальной инфраструктуры, отмечают в областном правительстве. На условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионе разрабатывается проект развития внеуличного транспорта, надземной транспортной скоростной системы и строительство новой автомобильной дороги, а также ряд проектов в области здравоохранения.

Человеческий капитал

Действующие инвесторы региона проблем с кадрами не боятся. «В Московской области сосредоточено большое количество промышленных предприятий и образовательных учреждений», — говорит Микио Сэгава. По его словам, «Хино Моторс» на стадии строительства производства начала сотрудничество с Химкинским техникумом: «Планируется проведение производственной практики для студентов, а также наше участие в адаптации учебной программы к нуждам современного производства».

Индустриальные парки региона развиваются по кластерному принципу, на одной территории размещаются предприятия одной отраслевой направленности, что облегчает подбор и обучение кадров.

«Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» сотрудничает с колледжем «Подмосковье» в Клину и Раменским дорожно-строительным колледжем, где проходят подготовку специалисты для работы на заводе, рассказал гендиректор компании Аксель Бензе.

Кадры — преимущество региона, отмечают в министерстве инвестиций и инноваций Московской области: «Большинство наших колледжей и техникумов заточены под производителя». Специалисты, востребованные на производствах, обучаются за государственный счет. На территории области действуют восемь наукоградов с уникальными специалистами в разных отраслях.

Так, на базе наукограда Пущино, где работают ведущие институты РАН по биохимии и генной инженерии, регион развивает фармкластер. В соседнем Оболенске запущено фармпроизводство АО «ФП «Оболенское» (ГК Alium). «В редких случаях мы привлекаем специалистов из других регионов России или соседних государств. В таких случаях мы предоставляем все необходимые условия для работы», — говорит гендиректор предприятия Андрей Младенцев.

По словам одного из инвесторов проекта, председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова, компания видит в регионе потенциал для масштабирования и своего девелоперского бизнеса, и технологических проектов компании «Ситроникс» и группы МТС, которые готовы участвовать в реализации национальных, региональных и муниципальных проектов, в том числе способствовать развитию «умных» и безопасных городов.

Окно в будущее

Реальный конкурент — другие национальные юрисдикции, считает Денис Журавский из Ассоциации индустриальных парков России. И важным каналом привлечения инвесторов становятся цифровые коммуникации, отмечает он.

Московская область одной из первых начала переход на цифровое взаимодействие с инвесторами. Как ранее заявлял Вадим Хромов, уже в этом году в тестовом режиме должна заработать единая система сопровождения бизнеса — «Одно окно инвестора». Сервис будет представлен бизнес-сообществу на Петербургском международном экономическом форуме.

Калькулятор мер поддержки, планировщик этапов проекта и платформы подбора площадки позволят инвестору из любой страны мира подобрать площадку и оптимальную программу господдержки для реализации проекта в Московской области.

В дальнейшем региональная цифровая платформа должна быть интегрирована с системами муниципальных и государственных электронных услуг, а также с системой сопровождения строительства и позволит реализовывать инвестпроект от заявки до строительства производства.

Наличие цифровых платформ взаимодействия с инвесторами — показатель технологического развития территорий и повышает доверие к власти, считает Дмитрий Журавлев.

Требуются офисы

Столичный рынок офисной недвижимости переживает рекордно низкий объем нового предложения за последние 15 лет, отмечают аналитики консалтинговой компании «Метриум»: в 2018 году зафиксирован минимальный за последние 20 лет объем ввода новых площадей, что станет причиной роста ставок аренды. Кроме того, несмотря на рост объемов нового строительства в 2019 году, выбор для крупных арендаторов останется минимальным.

Неудовлетворенный спрос на офисную недвижимость в столичном регионе, а также условия, которые готова предложить Московская область для застройщиков, может стимулировать строительство коммерческой недвижимости в Подмосковье, считают в региональном правительстве.

Застройщикам в регионе, в частности, предполагается субсидировать проценты по кредитам в размере ключевой ставки ЦБ РФ при строительстве не менее 30 тыс. кв. м, а также на создание инженерных сетей. А арендаторам — компенсировать 50% затрат на аренду помещения площадью не менее 500 кв. м.

По материалам «РБК+»