Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

В школы хотят вернуть медицинские кабинеты

08.04.2019

Депутаты доработали законопроект о школьной медицине с учетом всех поступивших из правительства замечаний и предложений. Как подчеркнул глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, авторами обновленной редакции законопроекта стали свыше ста депутатов. Документ также доработан с учетом мнений педиатров и медицинских экспертов. По словам Дмитрия Морозова, также завершаются пять пилотных проектов в регионах. Например, доврачебный мониторинг состояния здоровья школьников в Ростове-на-Дону, автоматический учет иммунизации детей в Смоленске, анализ детского питания и подготовка школьного фельдшера в Якутии, межведомственные центры здоровья на Ямале. Теперь, по мнению Морозова, необходимо внедрение четкой структуры школьной медицины по всей стране.

Сейчас постоянное присутствие медицинского работника в школах не предусмотрено, они работают только в учреждениях спорта. Как подчеркивает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, сегодня ответственность за здоровье детей полностью возложена на родителей. Да и профилактические осмотры поменяли идеологию. «С профилактики заболеваний — на раннее выявление патологии. Сложилась правовая неопределенность», — считает Дмитрий Морозов. По его мнению, необходимо дополнительно закрепить обязательства по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях.

Заместитель генерального директора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России, врач-кардиолог Нана Погосова в целом поддерживает предложение о возвращении в школы медработников. «Но не думаю, что в каждой школе обязательно нужен именно врач, достаточно среднего медицинского персонала, — отмечает Погосова. — У нас сегодня серьезная проблема с детским ожирением, поэтому задача школьного медработника — это прежде всего пропаганда здорового образа жизни. Чтобы дети с малых лет учились правильно питаться, заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма».

Не дожидаясь принятия законопроекта, «Единая Россия» в этом году начала акцию, цель которой — обучить школьников навыкам правильного питания и основам здорового образа жизни. Как сообщается на сайте партии, «в школах будут проводиться уроки об основах правильного питания и ведения здорового образа жизни, практикумы по изучению влияния продуктов питания и типов физической нагрузки на организм и продолжительность жизни». По итогам акции 200 учеников, принимавших наиболее активное участие, отправят отдыхать в «Артек». При поддержке школьной медицины, если таковая уже существовала, эта акция могла бы стать масштабнее и долгосрочнее.

Однако Дмитрий Журавлев обращает внимание и на организационные вопросы: «На чьем балансе должны существовать школьные медицинские кабинеты? Если кабинеты будут включены в медицинскую систему, то где медучреждения найдут деньги и кадры для их укомплектования, учитывая, что детских медицинских учреждений на районном уровне у нас в стране не так уж много?»

Доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Кирилл Парфенов напоминает, что по приказу минздрава, изданному несколько лет назад, на тысячу школьников должны приходиться один врач и медсестра. «Если сейчас в России свыше 15 миллионов школьников, то требуется не менее 15 тысяч врачей. Где их взять, если по стране в среднем обеспеченность участковыми детскими врачами немногим выше 60 процентов?» — задается вопросом эксперт.

В одном из регионов, где проходили пилоты по школьной медицине, в конце эксперимента указали именно на проблему нехватки кадров. Укомплектованность школьных медкабинетов специалистами не превышает 65 процентов, сообщили в начале этого года СМИ в Министерстве здравоохранения Ростовской области. Каждый третий школьный врач был на то время совместителем, а более 40 процентов — уже пенсионного возраста.

Впрочем, эта проблема присуща и отрасли здравоохранения в целом, говорит Кирилл Парфенов. И добавляет, что если и вводить школьную медицину, то с учетом местных особенностей. Для школ в больших городах она актуальна. Ну а в селах и поселках и так все рядом.

«Почти всегда школа, больница и поликлиника расположены если не в соседних зданиях, то на расстоянии нескольких сотен метров, — поясняет Кирилл Парфенов. — Зачем нужен медицинский кабинет, если медработники и так находятся в шаговой доступности? Может быть, деньги лучше потратить не на медкабинет в школе и «галочку в отчете», а израсходовать на какие-то нужды поликлиники? Или потратить на увеличение зарплаты медперсоналу, который с большой неохотой едет на село?»

По материалам «РГ»