Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Единение ради благополучия

04.11.2018

Четырнадцатый год подряд наша страна отмечает День народного единства — праздник, несущий глубокий политический и социальный смысл. События, которые легли в его основу, объединили тысячи представителей различных сословий и народностей перед лицом смертельно опасной для Российского государства польско-литовской интервенции. Только по-настоящему сплотившись, народ смог уничтожить врага.

75 процентов россиян высказываются за праздники национального согласия

Очередное заседание Клуба политологов в эфире сетевого вещания «ВМ» прошло в канун Дня народного единства.

Эксперты задались вопросом и подискутировали на тему: «Настало ли понимание и единение в российском обществе?» Сегодня, спустя почти 30 лет после переломных и смутных 90-х годов, когда в нашем обществе в результате неолиберальных реформ поменялись политическая, экономическая, социальная и национальная структуры, понять, как и чем живет многонациональная страна, попытались эксперты. Социальное неравенство против единства Открывая заседание, председатель клуба политолог, журналист Георгий Бовт обратился к цифрам:

— Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование: насколько хорошо граждане знают свою историю. Есть ли понимание, какой праздник 4 ноября мы отмечаем. Оказалось, что половина нашего населения еще не привыкла к восприятию этого дня как праздника и относится к нему просто как к еще одному выходному дню. Вместе с тем по сравнению с прошлыми годами осознание значимости праздника все же растет. И 75 процентов населения нашей страны уже высказываются в пользу всех праздников, подчеркивающих важность национального единства.

В своих блиц-оценках другие эксперты-политологи, как опытные, так и совсем еще начинающие, были осторожны. По мнению руководителя Центра электоральных практик Сергея Полякова, о народном единстве российского общества говорить неуместно. Даже, наоборот, по сравнению с периодом пятилетней давности налицо процесс разобщения. Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, поддержал коллегу:

— 4-5 лет назад единство было ситуативное, а сейчас это единство распадается на глазах. Для того чтобы единство существовало, люди должны понимать, во имя чего должно быть оно, — расставил точки над i Павел Салин. — Это ведь многослойный пирог: единство ради славного прошлого (с этим проблем нет), единство во имя достойного настоящего (здесь уже начинаются определенные сомнения), единство ради светлого будущего (как раз с этим вопросом возникают самые большие проблемы).

Заместитель председателя экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Молодежном парламенте Госдумы, политолог, общественный деятель Павел Рыжевский уточнил, что даже в количественном эквиваленте понятие «единство народа» — это 42 процентов граждан.

Создатель Ассоциации молодежных медиа Дарья Белоусова попыталась сразу перейти к причинам, не способствующим единению российских граждан. Согласно ее наблюдениям, негативно воздействуют на общество средства массовой информации, в частности, распространяемые через интернет-ресурсы, и разобщают общество: по взглядам, интересам, по финансовому достатку.

— О каком единстве мы можем говорить, когда с помощью того же инстаграма молодая девушка может заработать до 1 миллиона рублей в месяц, а такие специалисты, как врачи, учителя, и за многие месяцы не заработают этих денег? Но государство поддерживает подобное разделение общества, — озвучила риторический вопрос Белоусова. Тем самым молодой эксперт подтолкнула своих коллег к более острому обсуждению проблемы социальной несправедливости, разделяющей общество на непримиримые слои.

— В то же время социального равенства, — подхватил заданную тему генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев, — добиться невозможно. Но острота восприятия этого социального неравенства зависит от его степени и отношения к нему. Так, на Востоке богатый человек не воспринимается как враг. В нем видят успешного лидера своего клана, способного повести за собой семью. Увы, наша экономическая элита не возглавляет и не ведет за собой. Отсюда причины такого колоссального разрыва.

Неожиданно за идею сплоченности, все-таки существующей в обществе, вступился студент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов Шамиль Исаев. Невзирая на многонациональность российского народа, многосторонность взглядов и обычаев, существует общая история и работают общие традиции. Вот они-то и способствуют сплочению самых разных групп населения, так посчитал Шамиль Исаев.

Нашему обществу в последние годы более свойственно единство как явление фрагментарное. Глобальные события, спортивные победы, праздники, строительство крупных, значимых для страны объектов, бесспорно, способствуют объединению общества. Наблюдая за событиями последних лет, студент кафедры политического анализа и управления Университета дружбы народов Иван Чистов отметил прошедшую в Сочи Олимпиаду, воссоединение Крыма с Россией.

— Новая победа, неподлежащий сомнению успех будут новой точкой единства. Вспомните полет Гагарина, когда вся страна вышла на улицу, — подтвердил высказывания студента Дмитрий Журавлев. — И вот недавно фильм о Якутии «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова признан лучшей драмой 19-го Международного кинофестиваля ImagineNative в Торонто. Половина населения не знала, что это за картина. Другая половина только что-то немного слышала о нем. Но после признания фильма вся Якутия вышла на улицу радоваться и поздравлять друг друга с победой. Появился предмет национальной гордости.

Только вот стоит ли воспринимать фрагментарность в единстве как само единство? В настоящем у гражданского общества нет объединяющих целей, поэтому и единства как такового нет. Руководитель Центра электоральных практик Сергей Поляков вспомнил основные вехи строительства советского государства: великие трудовые пятилетки, военные 40-е годы, подвиг советского народа в период восстановления государства из послевоенной разрухи, освоение космоса.

— А вот в 70-е годы мы уже стали буксовать и задумались о джинсах, телевизорах и магнитофонах. И каждый растащил былое единство по своим квартирам.

А вот его молодой коллега из Педагогического государственного университета, студент факультета политологии Артем Прохоров считает, что абсолютного единства в любом обществе добиться невозможно. Индивидуализм и сопутствующая ему конкуренция препятствуют единению априори. Однако при появлении общего дела у того же молодого поколения стремление к сплочению возрождается. — Если есть общий котел, ты вкладываешь туда свой ресурс, — высказал свои наблюдения Артем Прохоров.

Еще один представитель молодого поколения, студент факультета политологии Государственного академического университета гуманитарных наук Иван Сафронов заметил, что общество сплачивают проблемы извне, такие как, к примеру, санкции.

Собирание русского мира Из компонентов, цементирующих платформу единства в каждом государстве, можно выделить основные: история, культура, язык, достижения и победы, но и потери былых достижений, за которые обидно. Так Георгий Бовт вспомнил недавнюю аварию на космическом корабле «Союз».

— Мы едины в том, что стыдно и неловко за то, что раньше у нас была великая космическая индустрия, а теперь она все больше и больше несет потери. Мы едины в желании, чтобы нас в мире уважали, чтобы наша страна развивалась и население богатело. Но если спросить у рядового гражданина, сопереживает ли он олигарху, пострадавшему от санкций… Скорее всего, он ответит отрицательно, — подчеркнул Бовт.

В присоединении Крыма к России можно увидеть стратегическую цель как процесс собирания русского мира в какое-то единое пространство. Именно так предложил взглянуть на последние глобальные политические события политолог Сергей Поляков. Что интересно, люди изначально понимали, что за эту национальную гордость придется заплатить. Другой вопрос — не все понимали, какой будет конечная цена.

— К ним обратились с просьбой — надо затянуть пояса потуже. И реально люди готовы были затянуть пояса потуже, — вспомнил общественные настроения Поляков. — Люди увидели, что сами-то они пояса затянули. Но когда стали публиковаться данные о совокупном благосостоянии 100 российских богатеев, обнаружился рост этих показателей на 30 процентов в год. В то время как остальные простые смертные с каждым годом испытывали обнищание. По мнению эксперта, именно это социальное расслоение разрушает единство общества самым губительным образом. Возможности найти общую цель и общий путь были практически осязаемы. Но эти возможности были уничтожены элитой общества, когда под прикрытием громких лозунгов элита продолжала обогащаться.

— Та часть общества, которая должна обеспечивать его единство, указывать путь развития, ставить далеко идущие цели, в реальности подменяет цели общенациональные на цели собственного обогащения, — подчеркнул руководитель Центра электоральных практик.

О подвиге как о стимуле к единству Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, разбирая последствия воздействия социального неравенства на разобщенность в обществе, предложил вспомнить более ранний период в истории нашего государства — 1812 год. Вот когда и социальное неравенство, и социальная несправедливость буквально процветали.

— Но Наполеону и это не помогло. Хотя он на это неравенство и несправедливость очень рассчитывал, — обратил внимание своих оппонентов Журавлев. — Получилось все прямо противоположно. Поэтому можно сказать, что автоматически социальные неравенство и несправедливость отсутствие единства не утверждают.

И опять возникает тема глобальной внешней угрозы, которую в качестве серьезной мотивации для единения уже предлагали члены клуба. Возрождение единства в рамках подвига происходит в нашем обществе в кратчайшие сроки при наступлении страшной беды для страны в целом, такой, например, как война.

— Но общество не может жить подвигом долго, — подвел черту своих доводов Дмитрий Журавлев. — Когда наш народ под руководством партии и правительства воздвигал великие строительные объекты, его единство зиждилось уже не на подвигах. А на том, что мы дороги и заводы эти строили, костьми там ложась. Вера была в народе в необходимость этих строек и оправданность жертв ради них.

Семьи как ориентир надежности — Получается, что сегодня наше единство в том, что все мы хотим простого обывательского счастья, — политолог Георгий Бовт предложил более детально обсудить положительные примеры социального единения современной России. На Западе именно эти элементарные благие цели легли в основу единения и развития их общества. Вначале цель была в достижении социального государства как для отдельно взятого человека, так и для небольшой общности, комфортного существования той же семьи. — Это тоже своего рода мегацель, — объяснил свою точку зрения директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — Она не основана на каком-то шкурном частном интересе. Ее истоки — в стремлении обеспечения благополучия локальных общественных институтов. В защиту цели — создания благополучия в семье и ощущения гордости за семью и свою страну — выступила и создатель Ассоциации молодежных медиа Дарья Белоусова. По ее мнению, современную молодежь объединяет решение работать в своей стране, а не уезжать в поисках лучшей доли за рубеж. На заседании клуба Дарья Белоусова обратила внимание присутствующих на такую острую сегодня проблему, как рождение детей. Семьи, решающие рожать более двух детей, представляют социально единое сообщество.

— Потому как эти семьи верят в светлое будущее своего государства и надеются всех своих детей вырастить и достойно воспитать, — объяснила свою позицию Белоусова.

В качестве сверхцели, объединяющей рядовых граждан, в Дании, напомнила Дарья Белоусова, на государственном уровне было объявлено счастье населения.

— Они даже книги по этой теме выпускают. Институт счастья создали, — привела конкретные примеры эксперт.

Не нужно представлять явление единства заключенным в рамки. Создатель Ассоциации молодежных медиа предложила рассматривать тему единства на диаграмме в виде колеса, разбитого на секторы, как пирог, разрезанный на куски. Именно таким способом, по мнению Белоусовой, будет легче обнаружить самые проблемные участки.

В выборе средств и путей для создания более прочного единого общества эксперты не стали себя ограничивать. Среди самых беспроигрышных вариантов они отметили: культурные достижения, спортивные победы, межнациональные праздники, укрепление семейных традиций, политическое самоопределение населения, рост самосознания и гордости граждан за достижения в сфере научных достижений, формирование современной культурной среды. Что ж, итоги подведены, и перспективы намечены.

Сегодня наше единство в том, что все мы хотим простого обывательского счастья

справка

День народного единства отмечают 4 ноября. Праздник был учрежден Федеральным законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот праздник отметили 4 ноября 2005 года. Он был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

По материалам газеты «Вечерняя Москва»