Политические меньшинства скромно попиарились на марше памяти Немцова
26.02.2018Представители оппозиции используют марш памяти Бориса Немцова как возможность напомнить о себе, для них это не более чем пиар-повод. При этом немногочисленность состава марша в очередной раз демонстрирует отсутствие поддержки оппозиционных сил в обществе. Такое мнение высказал генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
В Москве проходит согласованный Марш памяти Бориса Немцова. Планировалось, что в шествии будет участвовать около 30 тысяч человек, но, как сообщается, численность в итоге оказалась в шесть раз меньше.
Возглавляют колонну лидеры демократических партий и организаций, члены ПАРНАС с Михаилом Касьяновым, движения «Солидарность» с Ильей Яшиным, активисты «Яблока», среди которых Григорий Явлинский, Владимир Рыжков, Сергей Митрохин. В этом году к колонне присоединились Ксения Собчак, правда — совсем ненадолго.
На слабых позициях
Этот марш, говорит Дмитрий Журавлев — своеобразный зонтик, под которым собираются вместе оппозиционные силы, использующие годовщину гибели Немцова как повод напомнить о себе, не более того. Немногочисленность же шествия — это очень точный маркер их реального веса: «Если вы все вместе смогли собрать 4500 человек, то это доказывает, что никакой политической оппозиции как существенного факта, просто не существует».
«Мне сложно судить о том, кто был ближе Немцову, кто дальше, но то, что все эти люди вне зависимости от степени близости собрались с целью попиарить себя, очевидно. Более того, проблема глубже. Наша либеральная оппозиция вообще не имеет поддержки в обществе. Даже та часть общества, которая предъявляет власти претензии как раз либерального характера, даже эти люди не очень любят оппозицию. Почему? Потому что либеральная оппозиция в России ассоциируется с девяностыми. У нас либералы в те годы слишком явно эксплуатировали тезис «будем править, и вы заживете как в Америке», а вместо этого были хаос и нищета. И народ этого не забыл и не забудет», — сказал эксперт.
В современной России слово «либерал» связано не с либеральной позицией, а в первую очередь — с девяностыми, с тем грабежом, воровством, отсутствием элементарной защиты человека — не прав человека, а самого человека. Люди это помнят, отсюда сегодняшние слабые позиции оппозиционных сил, отметил Журавлев.
«Ты меня хоть ругай, только не забывай»
Впрочем, все познается в сравнении. Реальная численность шествия памяти Немцова все-таки больше, чем состав участников митинга коммунистов 23 февраля, когда в Москве собралось всего лишь 1200 человек.
«А ведь это реальная парламентская партия, имеющая организационную структуру, для того и созданную, чтобы при необходимости вывести людей на улицу», — говорит Журавлев, отмечая, что малочисленность митинга КПРФ — более чем очевидный показатель.
«Но если у коммунистов есть какие-то другие возможности напоминать о себе, то у тех, кто вышел сегодня в память о Немцове, нет и этого. Для них нынешнее шествие — конечно же, та самая возможность пропиариться. «Ты меня хоть ругай, только не забывай» — вот их стратегия», — сказал эксперт.
Кстати, с места событий передают, что сторонники общественника Алексея Навального даже пытались пронести на марш памяти Немцова агитматериалы в поддержку «Забастовки избирателей», но эти попытки были пресечены полицией: их пустили, но без агиток.
Напомним, что Борис Немцов занимал в 1990-х годах ряд высоких постов в российском правительстве, а в нулевых стал оппозиционером. Он был убит 27 февраля 2015 года в Москве, и его убийца пойман и наказан судом. Злоумышленник получил 20 лет колонии.
По материалам портала «Экономика сегодня»