Он улетел, но решил вернуться
17.01.2018Как сообщают испанские СМИ, на закрытой встрече в Брюсселе представители двух партий – коалиции «Вместе за Каталонию» и «Левые республиканцы Каталонии» – договорились о том, что они выдвинут Карлоса Пучдемона на пост главы Женералитета. И в этом случае он легко может победить.
Напомним, что по итогам выборов, прошедших в конце прошлого года, трем партиям, поддерживающим разрыв с Испанией, достается 70 кресел. В частности, коалиция «Вместе за Каталонию» Пучдемона получает 34 мандата, «Левые республиканцы Каталонии» – 32, «Кандидаты за народное единство» – 4.
Однако фактически именно от правительства Испании зависит, сможет ли сбежавший лидер Каталонии вернуться на родину. Если оно не даст хотя бы молчаливого согласия, то создастся новая кризисная ситуация. Вот почему депутаты публично обсуждали возможность выдвижения Пучдемона
Объясним.
Выборы показали, что давление на Каталонию консолидирует силы, выступающие за ее отделение, и тогда они начинают доминировать в каталонской политике. Но по факту их преимущество не так уж велико (70 из 135 мест) и в более спокойной обстановке вряд ли стало бы решающим. Впрочем, сегодня напряжение только растет.
Интересы единой Испании требуют обратного, и одним из вариантов, как снизить накал страстей, может стать именно возвращение Пучдемона. С одной стороны, он лидер «Каталонской революции», и его приезд на родину будет с радостью встречен сторонниками отделения. С другой стороны, он совсем не революционер, а следовательно, с ним можно будет договориться.
Однако, рассуждая о возвращении сбежавшего лидера и о влиянии этого факта на политическую обстановку, не стоит забывать о главном: почему Каталония вообще решила отделиться от Испании? И это не единственный регион, предпринимающий попытки получить независимость. Вероятно, о полноценном параде суверенитетов говорить еще рано, тем не менее явно есть фактор, который толкает вполне благополучные регионы на столь решительные шаги. И фактор этот – Евросоюз.
Чтобы понять, почему так происходит, вспомним, что национальное государство создавалось как политический институт, обеспечивающий возникновение и функционирование единой национальной экономики. Она мощнее и эффективнее феодальной, поэтому малые народы, включенные в большие государства, получали экономическую выгоду от участия в национальной экономике и были заинтересованы в единстве государства.
В свою очередь, Евросоюз создал единую европейскую экономику, уничтожив экономические границы между странами. В таких условиях включенность малых народов в большие государства перестает быть преимуществом: они могут образовать свою страну и станут такой же частью экономики, как и прочие члены Евросоюза. И то, что попытки выхода из своих государств делают не Северная Ирландия или Страна Басков, где в XX веке велась вооруженная борьба, а благополучные Шотландия и Каталония, служит, на наш взгляд, доказательством приведенного выше тезиса.
Шотландия и Каталония – наиболее богатые регионы своих стран, локомотивы национальных экономик. Они искренне не понимают, зачем им тянуть за собой английские и испанские вагоны, без которых они смогут набрать большую скорость с меньшими усилиями. Поэтому велика вероятность, что Каталония будет и дальше рваться из Испании, с Пучдемоном или без него. Конечно, Евросоюз может легко приостановить подобные центробежные процессы. Достаточно заявить, что в случае выхода из своего государства регион выходит и из ЕС. Кстати, что-то подобное и было сказано Брюсселем по поводу Каталонии.
Как бы то ни было, вывод очевиден: создание полноценной наднациональной экономики делает национальные государства избыточным институтом. Конечно, в среднесрочной перспективе имеющий массу противоречий и слишком перегруженный немецкими интересами ЕС может рухнуть. Но даже если это произойдет, то в долгосрочной перспективе национальным государствам придется создавать ЕС 2.0. Почему?
Например, потому что только несколько стран Европы сегодня сами могут производить самолеты. Этот процесс стал слишком сложным, и большинство государств Старого Света в одиночку с данной работой не справляется. Вот только один пример разделения труда между ними. В свою очередь, разделение труда требует постоянного расширения рынка. Поэтому без возникновения наднациональных экономик дальнейшее развитие видится весьма проблематичным, если вообще возможным. Так что Европейский союз в том или ином виде неизбежен. А отсюда следует, что национальным государствам в Европе рано или поздно придет конец. Таким образом, текущие события в Каталонии – одно из первых проявлений будущей глобальной тенденции.
Дмитрий Журавлев