О цифровизации образования и здравоохранения
18.12.2017Широкое внедрение цифровых технологий в здравоохранении и образовании – процесс, который можно только приветствовать. Но есть и традиционная для таких случаев ложка дегтя.
В ходе недавнего заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждался целый ряд вопросов, но уже в своем вступительном слове Дмитрий Медведев выделил три основных: новый приоритетный проект «Цифровая школа», а также уже действующие приоритетные проекты «Электронное здравоохранение» и «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Все эти проекты направлены на выполнение одной сверхзадачи – цифрового скачка, новой научно-технической и технологической революции, которая должна изменить не только экономику, но и жизнь самого общества.
И ключевым здесь является проект «Цифровая школа». Главным для внедрения цифровых технологий в жизнь является наличие людей, способных этими технологиями эффективно пользоваться. И формировать такие навыки разумнее всего именно у детей.
Раскрывая содержание проекта, министр образования Ольга Васильева выделила в нем три аспекта. «Цифровая школа» потребует, прежде всего, содержательных изменений во всех предметных сферах и советующих образовательных стандартах.
Второй очень важный момент – это материально-техническое оснащение и переоснащение 42 тысяч российских школ. Третий – подготовка и переподготовка педагогов, из которых сегодня только порядка 30-40% в полной мере способны использовать в учебном процессе возможности цифровых технологий.
И здесь важно не упустить ремарку Ольги Васильевой о том, что при всей масштабности грядущих преобразований, суть образования не изменится: «Не идёт разговор о замене на цифровое образование целиком и полностью того традиционного, к которому мы привыкли. Это сочетание цифрового и традиционного».
Проект «Электронное здравоохранение» реализуется с прошлого года. Уже работает личный кабинет пациента «Моё здоровье» и ряд сервиcов в рамках Единого портала государственных услуг. Уже сегодня в большинстве регионов можно дистанционно записаться на приём к врачу или получить информацию о прикреплении к медицинской организации. Идет разработка сервиса для профильных медицинских организаций и специалистов, который будет «подсказывать» врачам на основе внесённой информации алгоритмы дальнейших действий – как в плане диагностики, так и назначения лечения.
Иными словами, проект имеет два измерения: упрощение взаимодействия больного с медицинским учреждением и более широкое внедрение цифровых технологий собственно в медицинскую практику.
Так что российское здравоохранение и образование уже шагнули в цифровую эру и обратной дороги нет. Но есть два момента, которые вызывают беспокойство.
Первый момент сугубо практический – это уязвимость цифровой сферы. Вряд ли для злоумышленников представляет какой-то особый интерес содержание учебников и электронные тексты классической литературы. А вот с электронными сервисами в здравоохранении все гораздо сложнее – тут встает и вопрос сохранения врачебной тайны, и защиты упомянутых «алгоритмов дальнейших действий» от внешних воздействий.
Второй момент пока лежит скорее в теоретической плоскости. Цифровые технологии позволяют человеку получить удобный и быстрый доступ к огромному объему знаний. Что, в свою очередь, делает неочевидной необходимость усвоения этих знаний – зачем, если их всегда можно почерпнуть или в глобальном интернете или в специальных сервисах, подобных тем, что создаются Минздравом или Минобрнауки?
В этом и таится опасность. Внедрение современных технологий в образовании ни в коем случае не должно стать самоцелью. В цифровом мире сверхзадача образования остается прежней – научить не способам доступа к информации, а умению работать с ней. Но научить учиться гораздо труднее, чем обеспечить доступ к условному массиву данных, потому что для этого нужно научить думать. И очень важно не забывать об этом. В противном случае мы рискуем получить поколение широко информированных, но ничего толком не знающих операторов ЭВМ.
Дмитрий Журавлев