Тренировка исторической памяти
20.11.2017Выступление старшеклассника из Нового Уренгоя в бундестаге наделало немало шума. Слова школьника о «невинно погибших» солдатах вермахта, похоже, открывают новую страницу в российско-германском культурном диалоге.
Совфед просит проверить гимназию, ученик которой выступил в бундестаге, возмущенная общественность пишет заявления в прокуратуру и ФСБ, число публикаций в сюжете по теме в «Яндекс-Новости» перевалило за сотню, и, судя по всему, это только начало.
Глава города Новый Уренгой Иван Костогриз довольно оперативно отреагировал на ситуацию, призвав руководствоваться здравым смыслом, оценивая выступление школьника. «Интерпретацию искренних слов ребенка» он назвал «провокацией не только против школьника, но всего российского народа и нашего отношения к событиям истории Великой Отечественной Войны».
При этом анонс поездки школьников в бундестаг, опубликованный несколько дней назад на официальном сайте города Новый Уренгой за подписью «Информационно-аналитическое управление», исчез. Но его копия по-прежнему доступна в кэше поисковых систем и на некоторых городских сайтах.
Благодаря этому мы можем, например, узнать позицию профинансировавшей поездку компании Wintershall Holding GmbH. (Тут надо напомнить, что немецкий холдинг уже много лет является не только спонсором регулярного обмена между школьниками Касселя и Нового Уренгоя, но и партнером «Газпрома» по разработке и освоению Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, а также членом международных консорциумов по строительству и эксплуатации газопроводов «Северный поток» и «Северный поток II».)
Так вот. Председатель правления Wintershall Holding GmbH Марио Мерена, как следовало из пресс-релиза администрации Нового Уренгоя, расценивает совместное выступление школьников как «знаковое событие»: «Вторая мировая война наложила сильный отпечаток на культуру поддержания исторической памяти в обеих странах. Отсюда вытекает особая ответственность для нас немцев и европейцев. Для Wintershall это также включает обмен, способствующий взаимопониманию. Я считаю активное участие школьников из Касселя и Нового Уренгоя ярким свидетельством ответственного отношения к урокам прошлого».
Не согласиться с таким определением сложно. Выступление юноши из Нового Уренгоя, действительно, стало знаковым событием, открывающим новую страницу в российско-германском культурном диалоге.
Скандал – лишний повод вспомнить, что и примирение, и поддержание исторической памяти – дело непростое, и, как справедливо подметил Марио Мерен, крайне ответственное. Речь российского школьника – пример прекрасной работы наших немецких партнеров. Присутствие же в ней формулировок, вызвавших – и вполне закономерно – столь бурную реакцию российской общественности, свидетельство того, что с нашей стороны «что-то пошло не так».
При всем при этом очень хочется надеяться на то, что произошедшее не станет поводом для принятия радикальных решений и «обмен, способствующий взаимопониманию», продолжится. Но российская сторона сделает выводы и, наконец, услышит призыв коллег из города Кассель об «особой ответственности». Тем более что у проекта, помимо гуманитарного и политического, есть и вполне осязаемое экономическое измерение.
Дмитрий Журавлев