Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Межрегиональное сотрудничество – как способ сохранения сотрудничества

24.10.2017

В Архангельске прошла 16 сессия Совет Баренцева/Евро арктического региона (СБЕР), под председательством России. Почему наши партнеры, ведя бескомпромиссную войну с Россией на глобальном уровне, на региональном уровне сотрудничают с нами весьма успешно, размышляет директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

В сессии приняли участие министры иностранных дел и высокие представители Дании, Исландии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции и Европейского союза, а также представители Баренцева регионального совета, коренных народов, региональных структур и стран-наблюдателей.

По результатам работы сессии Россией, на правах страны-председателя, была подготовлена декларация. Она разделена на четыре раздела: экономическое сотрудничество, транспорт и логистика; окружающая среда и изменение климата; человеческое и социальное развитие; финансирование.

По всем этим разделам подведены итоги работы и обозначены направления дальнейшего развития, которые требуют совместных усилий стран и регионов-участников. Важнейшим из них представляется транспортно-логистическое. Для российского севера именно отставание в этой области является ключевым.

В декларации по этому поводу говорится о важности улучшения планирования и обмена информацией между странами региона в том, что касается мер по развитию трансграничной инфраструктуры, железнодорожного и автомобильного сообщения «Восток-Запад» и «Север-Юг» и грузоперевозок.

Не менее важна для современной России и финансовая составляющая. В этой связи в декларации подчеркивается важность программ приграничного сотрудничества «Карелия» и «Коларктик», в финансировании которых участвуют Европейский союз, Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция.

Исходя из этого, можно утверждать, что сотрудничество в макрорегионе идет успешно и с пользой для России, несмотря на санкции и «изоляцию».

Почему наши партнеры, ведя бескомпромиссную войну с Россией на глобальном уровне, на региональном уровне сотрудничают с нами весьма успешно? А дело все в том, что на региональном и глобальном уровне у наших партнеров разные, порою прямо противоположные задачи.

На глобальном уровне продолжается борьба за мировое лидерство, и как один из фронтов этой борьбы идет «сдерживание» России, как страны «потенциально опасной». И в этой борьбе все конкретные задачи и проблемы становятся второстепенными, а любое сотрудничество – не имеющим существенного значения.

На региональном же уровне необходимо решать те самые проблемы, которые кажутся незначительными на глобальном уровне: экономическое развитие, транспорт, экология и т.д.. И здесь без сотрудничества с Россией обойтись не удастся, да и не нужно: на этом уровне нет неизбежного соперничества, региональное лидерство является продолжением лидерства глобального.

Так и возникает парадоксальная ситуация, когда одни и те же страны и блоки одновременно и враждуют, и сотрудничают друг с другом. Но уровневая шизофрения Запада для России скорее полезна, чем вредна.

Значения нашей страны столь велико, что любые её самостоятельные действия вызовут опасения со стороны мирового лидера. Поэтому конфронтация неизбежна. А региональное сотрудничество в условиях конфронтации позволяет как решать конкретные задачи, так и ограничивать саму конфронтацию: с тем, с кем у тебя выгодное сотрудничество, воевать не хочется.

Двухуровневая разнонаправленная внешняя политика, похоже, лучшая из возможных форм нашего взаимодействия с Западом. Конечно, хотелось бы, чтобы осталось одно сотрудничество, но это в ближайшее время вряд ли случится.