Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Политика без культуры: Что теряет Америка при сокращении представительств США в России

27.08.2017

Предметом ответных ограничений Москвы на санкционный пакет Конгресса США стало сокращение допустимых лимитов на состав и численность американских дипломатических представительств в нашей стране.

Американское посольство выразило сожаление по поводу этого решения

Примечательно, что это решение Москвы вызвало не только гневную реакцию со стороны американских конгрессменов, которые начали грозить новыми санкциями в отношении нашей страны, но и публичными сожалениями посольства Соединенных Штатов в России.

Официальный представитель посольства США в России Мария Олсон считает, что это приведет к серьезному сокращению культурной деятельности американского представительства в нашей стране и к тому, что в Москву и другие российские города не приедут десятки специально подготовленных сотрудников.

Олсон уверена, что это приведет к негативным последствиями, поскольку специалисты из США и нанятые ими на месте «коллеги из России» способствовали взаимодействию россиян и американцев, помогали учиться друг другу и развивали культурный обмен между нашими странами. В результате, это решение качественно скажется на многих актуальных культурных программах Соединенных Штатов.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в этих словах Олсон далеко не все однозначно.

Официальный культурный обмен между США и Россией находится на минимальном уровне

«Если брать культурный обмен, а не поддержку посольством США некоммерческих организаций в России разной политической направленности, то сокращать здесь особенно нечего. Неужели, кто-то может вспомнить мероприятия подобного рода? Неужели, кто-то может назвать какие-то интересные музыкальные коллективы, которые приезжали таким путем в Россию? А если кто-то и приезжает, то это идет через продюсерские центры, и является не политикой, а чистой коммерцией. Точно также дело обстоит и в других областях российско-американского «культурного обмена», — констатирует Журавлев.

Всем известно, что американское посольство, если и ввело культурную деятельность в России, то в очень ограниченном масштабе, поэтому все эти «специалисты» были заняты другими процессами и задачами, причем, в первую очередь теми, которые влияют на нашу политическую и общественную жизнь.

«Соответственно, в плане культуры изменение состава посольства ничего не принесет — культура давно стала частным делом, как в России, так и в самих Соединенных Штатах», — заключает Журавлев.

Что касается интенсивности двустороннего общения между нашими странами и, как следствие этого, ухудшения восприятия друг друга, то, как считает Дмитрий Анатольевич, США для этого сделали столько, что никакие российские решения по их представительству уже не играют здесь роли.

Американцы сами целенаправленно начали конфликтовать с Россией

«Например, кто из нас лепил образ страшного врага, который является немного не мало, а «империей зла». Это делали как раз американцы», — резюмирует Журавлев.

Напомним, что термин «империя зла» был введен в обиход во время правления президента США Рональда Рейгана в апогей Холодной войны в восьмидесятые годы. Кстати говоря, это интересная отсылка, поскольку Рейган очень похож на действующего президента США Дональда Трампа.

Во-первых, он представитель Республиканской партии. Во-вторых, вместе с Трампом он является старейшим хозяином Белого дома в истории, а, в-третьих, он не был профессиональным политиком и был больше лицом американской администрации, чем ее реальным руководителем.

Отличие здесь только одно — у Трампа нет такой сплоченной команды, как у Рейгана, и у него есть конфликт с американским политическим истеблишментом, но, в целом, эти их схожести как раз и привели к тому, что, как при Рейгане, при Трампе роль «ястребов» в США качественно усилилась.

Это, опять же, к вопросу о том, что России нужно с большим опасением относиться к текущей политике Вашингтона, поскольку внутриполитическая слабость Трампа может привести к резким действиям США на внешней арене, как это уже было при ракетном ударе по аэродрому в Сирии.

«Поэтому непонятно, что может добавить к такой плачевной ситуации какой-то культурный обмен со стороны посольства США, тем более, в условиях мощного наката на двусторонние российско-американские отношения со стороны СМИ. Можно, конечно, здесь о чем-то сожалеть, но на практике это можно сравнить, как в условиях ампутации головы ведется дискуссия о сохранении на теле двух пальцев», — констатирует Журавлев.

США в России озабочены отнюдь не «культурным обменом»

Ведь если Соединенные Штаты, как утверждает Дмитрий Анатольевич, хотят вести широкий культурный обмен с Россией, то они должны это делать, невзирая на текущий политический режим в Москве и сложности в диалоге с российской администрацией президента РФ Владимира Путина.

«Чтобы вести широкий двусторонний диалог с Россией, США необходимо для начала сменить собственную риторику по отношению к нашей стране. Что, конечно, невозможно и вряд ли когда-либо случится, поскольку на практике американцы критикуют не только наш политический режим, но и Россию, как страну, которая им во многом не нравится сам по себе», — заключает Журавлев.

Естественно, гуманитарное сотрудничество — это хорошо, и оно практикуется многими странами, но в действительности оно не может существовать в отрыве от двусторонних отношений наших государств.

«Так что, в этой ситуации можно говорить просто о сокращении активности США на российской территории, и это не станет каким-то отрицательным моментом, поскольку, как говорил один из латиноамериканских президентов — «Оранжевых революций не может быть только в США, поскольку в этой стране не существует посольства США. Так что, без такого «культурного обмена» с Вашингтоном мы точно проживем», — резюмирует Журавлев.

В этом контексте можно вспомнить предыдущего посла США в России Майкла Макфола, который был специалистом по оранжевым революциям и не скрывал основных направлений своей деятельности в нашей стране.

«Экономика сегодня»