Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Эксперты объяснили, зачем западным инвесторам платная дорога на Украине

14.08.2017

Проект платной дороги на Украине при своей спорной окупаемости может быть интересен для западных инвесторов как повод получить особые условия в других сферах в стране, например, в ожидаемых земельных аукционах. Такое мнение высказали эксперты ФБА «Экономика сегодня».

Государственное агентство автомобильных дорог Украины, «Укравтодор», готовится запустить проект строительства первой платной дороги в стране. Об этом на своей странице в Facebook сообщил исполняющий обязанности главы «Укравтодора» Славомир Новак.

В посте-отчете о своей работе Новак, заявив о существенном увеличении финансирования отрасли, объемов ремонтов дорог, рассказал о подготовке к реализации проекта первой платной дороги на Украине.

«Мы начали подготовку к запуску новых проектов, финансируемых за счет средств международных организаций, проводим подготовку к запуску строительства первой концессионной дороги Киев — Белая Церковь», — написал и.о. «Укравтодора».

Проект воплощаем, но что касается рентабельности, тут маловероятно, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Олигархи в стране не ездят, они летают, а у среднего гражданина на оплату дороги денег нет. Так что проще всего в такой ситуации отбить деньги, туда их не вкладывая», — заметил эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Хорошая медиа-история

Поскольку любая деятельность на Украине — имитация для прикрытия коррупции, возможно, что какую-то дорогу даже построят, но стоимость ее окажется иной, чем декларируется на входе, говорит политолог Александр Асафов.

«В целом дорожное строительство — очень удобная коррупционная отрасль, а в стране, которая держит уверенное первенство по коррупции, это вообще золотое дно. Другое дело, способны ли люди будут платить за проезд по такой дороге. Та прослойка, что сможет себе это позволить, либо имеет удостоверения, которые дают ей возможность перемещаться бесплатно, либо просто ничтожно мала», — сказал эксперт.

Если считать этот проект демонстрацией стремления Украины в Европу, то из него вполне можно сделать хорошую медиа-историю. Однако, с учетом «эффективности» тамошних управленцев в других областях, как, например, в железнодорожной, где недавно был уволен гастролер Балчун, успех этого дорожно-транспортного проекта все-таки маловероятен.

Участие в обмен на особые условия

Что касается резона инвестиций в эту дорогу, то здесь, по мнению Асафова, нужно искать политический или околополитический смысл.

«Возможно, участие в этой концессии позволит инвесторам войти в другие интересные отрасли. Возможно, инвестиции в проект — что вполне в стиле Порошенко — станут допуском к особому участию в земельных аукционах. На таких условиях очень многие европейские компании будут готовы инвестировать в заведомо провальное предприятие», — отметил эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Источник: «Экономика сегодня»