Иллюзия несвободы: российский закон оказался гуманнее методов ФРГ и Франции
23.07.2017В центре Москвы в воскресенье будет ограничено движение транспорта в связи с проведением согласованного с властями российской столицы шествия «за свободный интернет».
В Москве пройдет очередное «оппозиционное» шествие
Организатором этой политической акции является партия ПАРНАС, а также целый ряд других мелких организаций, которые обычно называют себя «внесистемной оппозицией».
Анонсировано, что участники этого мероприятия потребуют от российских властей отмены цензуры в интернете, реабилитации фигурантов уголовных дел за репосты и лайки в социальных сетях, а также отставки главы Роскомнадзора Александра Жукова.
При этом, очевидно, что эта акция является саморекламой ее устроителей, поскольку в ней не заложено никакой актуальной проблематики, а все ее лозунги являются обычным популизмом.
Здесь достаточно сказать, что ужесточение российского законодательства в интернете, которое было введено в действие в последние несколько лет, вызвано борьбой с террористической угрозой, а также с другими похожими деструктивными социальными феноменами.
В России действует стандартное антитеррористическое законодательство
И в этом вопросе нужно понимать, что ничего особенного в российском законодательстве нет, даже при его сравнении с текущим законодательством по интернету Евросоюза и Соединенных Штатов.
Напомним, что во Франции после серии терактов в 2015 году в качестве меры по купированию террористической угрозы рассматривалось введение полной интернет-цензуры, особенно в отношении сегмента, который затрагивает мусульманское население страны. И надо отметить, что большая часть этих мер была реализована на практике, пусть и в основном непублично.
Впрочем, в Германии тогда хотели пойти еще дальше – попросту изъять удостоверения личности у части своего мусульманского населения для того, чтобы эти люди не отправились воевать в Сирию и Ирак на стороне запрещенной Верховным судом РФ террористической организации «Исламское государство»*.
Полностью на подобные меры Берлин не пошел, но разговоры об этом в Германии до сих пор ведутся – это, опять же, к вопросу о «жесткости» мер, принятых в нашей стране.
Ведь Россия в своем интернет-законодательстве не нарушает ни одну базовую международной конвенцию, а в Германии считают нормальным для борьбы с терроризмом пойти на ограничение базисных прав человека, причем по прямому дискриминационному признаку в виде религии.
Участники шествия копируют методички Госдепа США
Также здесь необходимо сказать, что политика по фиксации адресатов и источников интернет-информации является стандартной по всему миру. Кроме того, не является нонсенсом наша практика по применению норм уголовного права в рамках деятельности в социальных сетях.
Другое дело, что этот вопрос может подниматься, но только на уровне процессуального права, поскольку интернет – достаточно гибкое образование, вследствие чего, ряд российских юристов считает, что здесь должны применяться специальные методы доказывания, но это уже тема для экспертов Министерства юстиции.
Фактически , единственной «опорой» организаторов этого московского шествия являются оценки, которые ставят по свободе в интернете такие американские организации, как Human Rights Watch, «Репортеры без границ», а также OpenNet Initiative. Эти организации постоянно составляют свои рейтинги и выносят странам мира свои «приговоры», но самые интересное, что их оценки почти всегда соответствуют внешнеполитическому тренду, который проводит Вашингтон.
Например, согласно Human Rights Watch Россия является «частично свободной страной» в области интернета, зато соседняя к нам Украина является «полностью свободной», как сами США и другие страны Запада, несмотря на то, что там незаконно «забанены» многие российские интернет-ресурсы.
Все это в очередной раз показывает, что вся политическая повестка так называемой внесистемной оппозиции полностью коррелирует с теми инструкциями и оценками, которые предлагает всему мировому сообществу Госдеп США и аффилированные с ним организации. При этом, существуют вполне четкие подозрения, что данная корреляция является отнюдь не случайной.
Также все любят забывать, что российское законодательство борется не только с терроризмом и экстремизмом в интернете, но и с обычным пиратством, причем все эти меры являются реализацией договоренностей и соглашений, которые Россия давно заключила со странами Запада. Они ведь последовательно добивались от Москвы более жестких норм по защите авторских прав в интернете, и по этой причине все эти претензии к нашей стране не выдерживают критики.
Основной аудиторией данной акции является молодежь
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в комментарии с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вся эта история является отличным примером того, что так называемая отечественная оппозиция является носителем двойных стандартов.
«При этом, эту позицию нельзя даже назвать маргинальной, а скорее непорядочной, причем в этой истории интересен не только факт протеста против объективных и справедливых российских законов, которые касаются сети интернет, но и то обстоятельство, на кого, в конечном счете, направлена эта очередная политическая акция российской оппозиции», — констатирует Журавлев.
По словам Дмитрия Анатольевича, популистский акцент этой акции очень хорошо рассчитан , хотя всем понятно, что это шествие, наверняка, не приведет к практическим результатам.
«Просто в России на сегодня интернет является миром подростков, а подросток наивен и всегда стремится к простым решениям и ответам. И можно быть уверенными, что это шествие в первую очередь на них и рассчитано. «Эти злые власти, эти злые взрослые ограничивают нашу свободу в интернете». Именно такой здесь и есть посыл», — заключает Журавлев.
Из-за этого, как считает эксперт, неудивительны тезисы устроителей этого митинга, которые заключаются в том, что «власть цензурирует интернет, чтобы общество не могло узнать правду», что, конечно, является полной профанацией, но именно это так часто не замечают неокрепшие умы.
«Поэтому цель здесь заключается в том, чтобы вбить клин не просто между властью и народом, а между молодежью и взрослыми поколениями. Именно эту тактику мы видели и по многим другим политическим акциям так называемой российской оппозиции», — резюмирует Журавлев.
* Организация запрещена на территории РФ.