Курортный сбор: помощь курортам или еще один налог?
17.07.2017Проект закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» был одобрен в первом чтении 23 июня и уже неделю спустя обсуждался на круглом столе в Госдуме. Предметом дискуссии стали острые вопросы, касающиеся данной инициативы в целом и особенностей ее реализации в частности.
Однако прежде чем переходить к этим вопросам, обратимся, собственно, к главной задаче закона. Его основная цель – нивелировать один свойственный курортным территориям неприятный парадокс. Как известно, в текущих условиях бюджеты областей, куда наши сограждане часто отправляются на летний отдых, не зависят напрямую от числа приезжающих, в то время как именно их количеством определяется нагрузка на инфраструктуру. Логично, что чем больше гостей, тем больше средств требуется на поддержание курортов, а зачастую – и на их модернизацию. Однако взять эти суммы неоткуда, кроме как из бюджета. В результате мы приходим к тому, что чем больше отдыхающих, тем больше нагрузка на бюджет, т.е. вместо доходов туристы приносят скорее убытки.
Для разрешения этого парадокса и вводится курортный сбор: гости платят небольшую сумму, и чем их больше, тем больше поступлений в бюджет. Но уже при разработке концепции были высказаны два возражения: одно принципиальное, одно техническое. Принципиальное состоит в том, что деньги, идущие на курортный сбор, не попадут в кассы местных магазинов и кафе, чей оборот, соответственно, уменьшится. Соответственно, уменьшатся и налоговые поступления, и таким образом формальный выигрыш может обернуться новыми убытками. В свою очередь, техническое возражение подразумевает, что организация любого сбора требует затрат, и важно, чтобы они как минимум не превышали суммы поступлений.
После долгих дискуссий законодатели все же решили что «бюджетная синица» лучше «рыночного журавля», и, как мы уже отмечали, в первом чтении закон был принят. Итак, концепция, будем считать, утверждена. Но какое конкретное воплощение она может получить? Здесь перед нами встает еще несколько интересных вопросов, которые и обсуждались на круглом столе.
Первый – конечно, размер сбора. Его нельзя устанавливать слишком большим – это отпугнет отдыхающих. Но слишком маленький сделает бессмысленной саму инициативу. Министерству по делам Северного Кавказа оптимальной показалась сумма в 100 рублей, Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил установить в первый год эксперимента предельную величину курортного сбора в 50 руб.
Вторым спорным вопросом стали категории граждан, которые будут освобождены от уплаты сбора. Председатель комитета Андрей Макаров заявил на круглом столе, что во втором чтении предлагается исключить из числа плательщиков несовершеннолетних детей. Это означает, что для расчета сбора с отдыхающей семьи будет учитываться только количество взрослых.
Третий принципиальный момент – связь с бюджетной обеспеченностью. В частности, один из вариантов предполагал, что доходы будут перечисляться в доходы регионального бюджета, при этом на такую же сумму будут снижаться дотации из бюджета федерального. При таком подходе потенциальное нововведение полностью меняет свой смысл: на местах средств остается столько же, но снижается нагрузка на федеральный бюджет. То есть сбор на поддержание инфраструктуры фактически превращается в еще один налог, причем федеральный.
Депутаты выступили против этого принципа. На круглом столе было предложено вывести курортный сбор из межбюджетных отношений. «Мы считаем необходимым включить в закон специальную норму, согласно которой полученные средства, независимо от установленной ставки, не могут учитываться при рассмотрении вопроса о бюджетной обеспеченности. Такая норма подготовлена, и комитет предложит ее к принятию», – сказал Макаров.
Четвертым острым вопросом были сроки введения закона. Изначально предполагалось, что он будет подписан президентом в текущем году, а вступит в действие с 1 января 2018-го. Однако данные планы также претерпели изменения: «Мы хотим разнести вступление в силу закона и введение его в действие. При этом субъекты Федерации, принимая свои внутренние законы, не могут ввести их раньше 1 мая 2018 года. Таким образом, у нас фактически появляется год на то, чтобы обсудить не только нормы федерального закона, но и сам принцип формирования регионального законодательства, нормативных актов. Также мы сможем создать общественные советы и придать этим дискуссиям широкий общественный характер», – пояснил Макаров.
В целом круглый стол показал, что работа над законопроектом идет в правильном направлении (если не брать во внимание то, что пока не найдены решения для обозначенных нами выше принципиальных возражений против самой концепции). Если работа будет продолжена в том же ключе, то новая норма действительно станет курортным сбором, а не еще одним федеральным налогом.