Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Рост тарифов ЖКХ, транспортные проблемы и масштабная реконструкция улиц – топ-3 проблем для жителей Басманного района Москвы

29.06.2017

Социологическое исследование мнения жителей Басманного района Москвы показало, что рост тарифов ЖКХ, транспортные проблемы и масштабные строительные работы на улицах составляют тройку наиболее серьезных проблем, беспокоящих жителей района. В массовом опросе, который проводился в рамках исследования социально-экономической и общественно–политической ситуации в ЦАО, приняли участие 400 человек в возрасте 18 лет и старше, зарегистрированных и постоянно проживающих на территории Басманного района. Цель опроса — анализ восприятия жителями изменений, происходящих в различных областях социально-экономической и общественно-политической жизни района.

Наиболее важными показателями удовлетворенности жизнью стали субъективные ощущения участников опроса, возникающие при потреблении жилищно-коммунальных услуг, посещении территорий общего пользования и в результате личного взаимодействия с органами исполнительной власти на местах. Именно эти показатели не требуют от граждан наличия специальных компетенций или знаний, но при этом они в полной мере отражают актуальное положение дел в районе проживания.

Так, респонденты отметили, что управа Басманного района проводит достаточно успешную работу по благоустройству его территории и совершенствованию системы ЖКХ посредством передачи ряда важных функций ГБУ «Жилищник». Почти 25% участников исследования полагают, что ГБУ «Жилищник Басманного района» обслуживает дворы лучше, чем иные работающие в этой сфере компании, и отмечают повышение качества содержания дворовых территорий. Около половины опрошенных позитивно оценивают состояние двора своего дома. При этом «полностью довольны» им более 12% респондентов, а «скорее довольны» — 37%. Менее существенно респондентов, разделяющих противоположную точку зрения: «скорее недовольны» состоянием двора своего дома 32%, «совершенно недовольны» 10%.

Жители позитивно оценивают тот факт, что сотрудники управы района регулярно проводят встречи с жителями, особо важные вопросы выносятся на общественные слушания. По итогам этих мероприятий экспертные и справочные материалы распространяются в сети Интернет для ознакомления. Такая открытость в деятельности управы позитивно воспринимается жителями и может служить успешным примером для использования органами местной исполнительной власти в других районах города.

Кроме того, респонденты высказали преимущественно позитивное мнение относительно информационной открытости органов местного самоуправления района.

Однако в ходе опроса был выявлен и целый комплекс проблем, с которыми жители Басманного района сталкиваются ежедневно. При этом социологи отмечают, что районная проблематика не представляет собой нечто уникальное, а скорее соответствует перечню наиболее распространенных с точки зрения москвичей общегородских проблем.

К таким проблемам можно отнести, во-первых, рост тарифов ЖКХ — доля расходов на услуги ЖКХ в общем объеме трат за последние два года возросла почти у половины опрошенных жителей района, небольшое увеличение этой доли отметили 39% респондентов, значительное – 15%.

Второй блок проблем, транспортный, связан с низкой эффективностью регулирования транспортных потоков, недостаточностью парковочного пространства, в том числе на придомовых территориях. На вопрос: «Как бы Вы оценили транспортную загруженность двора дома, где вы проживаете на территории района?», 56% опрошенных заявили, что двор перегружен, автомобилисты часто паркуются вне парковочных мест — на тротуарах и газонах. Вместе с тем, процент жалоб на плохую дорожную ситуацию и недостаток парковок составляет 33%. Около 20% респондентов отметили плохую работу общественного транспорта, что больше среднего по Москве и является достаточно высоким показателем для ЦАО.

Обострение указанных проблем совпало с проведением масштабных строительных работ на улицах района, что представляет собой третий по важности проблемный блок, с точки зрения респондентов. Они высказывают недовольство повторяющимися из года в год работами по укладке тротуарной плитки, в особенности когда эти работы проводятся одновременно во многих местах района. В результате респонденты заявляют об ощущении постоянного дискомфорта при нахождении на улицах района.

Кроме того, серьезную озабоченность жителей вызывает программа реновации: граждане не получают исчерпывающей информации о ее масштабах, географии, сроках, в то время как многие дома подпадают под действие программы.

Также к числу проблем респонденты относят необходимость проведения капитального ремонта общего имущества жилых домов и модернизации всех инженерных сетей, что является особенно актуальной проблемой для Басманного района в связи с возрастом его жилого фонда.

Тем не менее, социологи отмечают позитивный тренд в настроениях граждан: почти треть опрошенных считают, что уровень комфорта в районе растет. Отвечая на вопрос о том, достаточно ли проектов, реализованных в сфере благоустройства за последние два года для повышения комфортности жизни, около 17% опрошенных ответили утвердительно, более 45% респондентов указали, что работы движутся в верном направлении, но ещё многое предстоит сделать. Менее половины опрошенных, поддерживая в целом проводимые работы по благоустройству, полагают, что районным и городским властям многое ещё предстоит сделать.

Материал подготовлен на основе социологического исследования «Оценка социально-экономической и общественно-политической ситуации в районах ЦАО города Москвы», проведенного Институтом региональных проблем в июне 2017 года