Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Збигнев умер, но дело его живет!

29.05.2017

Скончался Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера и самый последовательный враг России. О его смерти 27 мая сообщила дочь политолога на своей странице в Instagram. В марте 2017 года Бжезинскому исполнилось 89 лет.

Это был человек, внесший огромный вклад в развитие современной американской политологии как науки. Собственно, он – один из тех, кому данная наука обязана своим лидирующим положением в мире.

Такой статус Бжезинский заслужил потому, что относится к редчайшему в политической науке виду теоретиков, которым судьба дала возможность реализовать свои теории на практике. Он сотрудничал еще с администрацией Кеннеди и Джонсона, а с 1977 по 1981 год занимал ключевую должность советника по национальной безопасности президента США Джимми Картера. Более того, Бжезинский входил в одну из самых влиятельных среди элитных организаций западного мира Трехстороннюю комиссию – неправительственную дискуссионную группу, созданную для содействия более тесному сотрудничеству между Северной Америкой, Западной Европой и Японией.

Эта организация объединила крупнейших капиталистов того времени, а инициатором ее образования был Дэвид Рокфеллер. Фактически мнение Трехсторонней комиссии зачастую имело большее значение, чем мнения правительств многих государств. Збигнев Бжезинский был назначен ее исполнительным директором при создании группы в 1972 году и оставался им до 1976 года.

Именно практическая реализация теоретических разработок Бжезинского продемонстрировала всему миру их реальное значение. Но именно эта роль практикующего политика во многом и ограничивала его возможности как ученого. Впрочем, Бжезинский и не был исследователем, он был политическим борцом. Все его работы – от диссертации, посвященной формированию тоталитарной системы в СССР, до классической книги «Великая шахматная доска» – были посвящены одной задаче – борьбе против Советского Союза. Его мечтой и конечной целью был крах нашей страны (причем именно страны, а не коммунизма; к марксизму Бжезинский относился вполне лояльно). Можно сказать, что данной цели и только ей была посвящена вся жизнь Бжезинского. А исследовательская работа, консультирование и государственная служба были лишь инструментами достижения этой цели.

С одной стороны это делало его концепцию предвзятой, а с другой – удивительно целостной и логичной: в мире борются две силы добрые США и злой СССР, – и единственный вариант победы добра – крах СССР (России) и гегемония США над планетой. Такая простая идеологема стала идейным стержнем либеральной «религии», которую исповедует западный политический класс в XXI веке. Бжезинский фактически обосновал превращение двуполярного мира в однополярный. В свое время он был абсолютно искренен в этой позиции, но парадокс состоит в том, что в новом тысячелетии сам Бжезинский начал высказывать сомнения относительно возможности долгосрочной абсолютной гегемонии США в мире. Отец современной политической религии, похоже, стал отходить от нее. Собственно, этим и определяется величие Бжезинского: только великие люди способны заглянуть за горизонт, который сами же определили.

Умер мыслитель и политический деятель, который был нашим последовательным и бескомпромиссным врагом, но этот враг достоин уважения и за свой талант, и за свою честность. Лучше иметь достойных уважения врагов, чем «друзей», которые не заслуживают уважения. Збигнев Бжезинский оставил свой след в истории.

Дмитрий Журавлев,
директор Института региональных проблем