Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Межнациональные проблемы нужно решать на местах

19.05.2017

16 мая по инициативе председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрия Азарова в Совете Федерации прошел семинар-совещание на тему «Актуальные вопросы контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц МСУ по осуществлению их полномочий в сфере межнациональных отношений».

Трудно переоценить важность этого события. Межнациональные и религиозные конфликты – это, пожалуй, самая опасная форма общественной конфронтации. Событие, породившее конфликт, преодолевается и забывается, а сам конфликт остается и продолжает тлеть, в любую минуту грозя вернуться в «горячую фазу».

Ситуация усугубляется тем, что форму национальных и религиозных конфликтов принимают конфликты экономические, социальные и бытовые. Стабильность общества требует их недопущения или скорейшего разрешения. Время здесь, как и в медицине, решающей фактор. Чем дольше длится конфликт, тем глубже он становится и тем тяжелее преодолеть его последствия. Поэтому ключевую роль в этой работе должны играть региональные и местные власти. Федеральные власти слишком далеко. Кроме того именно местным властям точно известна истинная сущность конфликта, и именно они в большей степени, чем кто-либо другой, способны не допустить превращения конфликта интересов в конфликт народов.

Но до 2013 года у местной власти не было ни задач, ни полномочий в сфере межнациональных отношений. Лишь 4 года назад федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации были отнесены такие полномочия, как укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальная и культурная адаптация мигрантов. Одновременно на органы прокуратуры были возложены обязанности по реализации этих полномочий.

За 4 года накопился опыт и пришло время подвести итоги. Чему и был посвящен упомянутый семинар. Участники поделились опытом своей работы, причем говорили не только об узких местах, но и об успешном опыте.
Участники совещания пришли к выводу, что правое регулирование надзора за деятельностью органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений нуждается в совершенствовании. В этой связи был принят ряд рекомендаций в адрес Генеральной прокуратуры, Федерального агентства по делам национальностей, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, Всероссийского Совета местного самоуправления, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ.

Органам местного самоуправления было рекомендовано осуществлять постоянное взаимодействие с институтами гражданского общества, в том числе молодёжными и ветеранскими организациями в целях укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, формирования в общества неприятия идеологии экстремизма и использования насилия для достижения политических целей, создания необходимых условий для сохранения и развития культур и языков народов РФ.

Также было предложено организовать деятельность общественных консультативно-совещательных органов по межнациональным отношениям при Главе муниципального образования, предусмотрев участие в них представителей национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций.

Ключевой мерой по обеспечению межэтнического мира можно назвать рекомендацию по подготовке квалифицированных специалистов в области межнациональных и межрелигиозных отношений.

В действительности все эти рекомендации говорят о разных сторонах одной и той же проблемы: неподготовленности местного аппарата управления к решению столь сложной задачи, как недопущение религиозных и национальных конфликтов. И такая неподготовленность – не вина местных работников, а их беда. Данная сфера требует высокого профессионализма. А мы не готовили таких специалистов для местных органов управления. А сегодня именно на местах идет главная работа.

И поэтому хорошо, что проблема была осознана и даны такие рекомендации. Осталось их только выполнить. Хотя, это ещё труднее, чем их сформулировать.