Сильный или слабый? Какой рубль нужен России
12.05.2017Рубль переоценен, необходимо его ослабить, сильный рубль вреден российской экономике — об этом наперебой твердят либеральные экономисты.
Похоже, им удалось настоять на принудительном снижении растущей на нефти нацвалюты — и рубль, сопротивляясь, все-таки пошел вниз. Но какой же рубль все-таки нужен стране и людям?
Заниженный курс национальной валюты помогает развиваться экономике страны — ее продукция становится на внешнем рынке дешевле аналогичных товаров из других государств и потому выигрывает в конкурентной борьбе. Так говорят все сторонники слабого рубля — от шустрых бизнесменов-экспортеров до министра экономразвития Максима Орешкина. Однако работает ли эта схема в нынешней России?
Кому дадут заработать?
«В наших условиях сегодня ослабление курса валюты повышению конкурентоспособности страны не поможет, — уверен заместитель заведующего кафедрой экономики промышленности РЭУ им. Плеханова Константин Андрианов. — Дешевый рубль вызовет рост производственных издержек. Потому что у нас огромная часть промышленности работает на импортном сырье, импортных технологиях, оборудовании и комплектующих. И, кроме того, экспорт такой продукции крайне незначителен».
Согласно прогнозу экспертов Института Гайдара, РАНХиГС и Всероссийской академии внешней торговли, опубликованному в очередном совместном мониторинге экономической ситуации, политика слабого рубля приведет к кратковременному положительному эффекту для темпов экономического роста. А затем — к резкому снижению доверия к российской национальной валюте и потере ею покупательной способности.
Также ослабление рубля неизбежно вызовет скачок инфляции, отмечают эксперты. Население будет в убытке, а в плюсе — экспортеры и госбюджет. Вырастет, впрочем, только вывоз сырья, и так уже, по данным Росстата, значительно превосходящий экспорт товарной продукции.
«Надо понимать, что заниженный курс денежной единицы — это субсидирование экспорта, — говорит д. э. н., профессор МГИМО(У) Валентин Катасонов. — За счет чего? За счет тех секторов экономики, которые не участвуют в этом внешнеторговом обмене».
Пустышка для народа
Плюсы госбюджета тоже окажутся эфемерными. «При ослаблении рубля у государства как бы появляются «лишние деньги» на пенсии, пособия и другие социальные выплаты, — объясняет гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Но хорошо от этого в итоге лишь чиновникам Минфина: можно отчитаться, что в бюджете появились лишние деньги и «мы все заплатили», задержек нет. А для населения это примерно то же, что пустышку сосать, — ведь покупательная способность рубля при этом снижается. И цены растут. Но это Минфин не волнует — ведь рубль подешевел как бы сам собой, никто не виноват…»
«Снижение бюджетного дефицита такими искусственными манипуляциями вредно для экономики — ведь на самом деле денег больше не становится, — отмечает доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. — Нужны дополнительные доходы, а не игры с национальной валютой».
По мнению профессора Катасонова, курс рубля сейчас и так в 1,5-2 раза ниже его покупательной способности — то есть один доллар должен стоить 30‑38 руб. «Тех, кто выигрывает от ослабления рубля, очень много — и экспортеры, и временщики в правительстве… Проиграет от этого только наш народ, — говорит он. — Рубль должен быть стабильным. Когда начинаются колебания — это самое плохое. Поэтому нам нужно прежде всего избавиться от так называемой волатильности (скачков курса. — Ред.) рубля».