Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Первый тур выборов во Франции: успех элиты или сбой системы

25.04.2017

Практически уже предрешенная победа Макрона – это одновременно и победа политической системы над населением, и свидетельство ее кризиса.

Первый тур французских выборов прошел, никаких неожиданностей он не принес. Далее борьбу продолжат Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен. Причем с огромной вероятностью победит именно Макрон. И дело не в тех двух процентах голосов отрыва от соперницы, а в том, что французские СМИ усиленно создают Ле Пен образ радикального националиста, называя ее не иначе как лидером ультраправых.

А во Франции голосовать за ультраправых просто неприлично и эстетически неприемлемо. Поэтому победа Макрона во втором туре практически предопределена. Так уже было с отцом Мари Ле Пен, выигравшим первый тур выборов, но проигравшим второй тур Жаку Шираку. Последним большинство было недовольно, но вынуждено было за него голосовать, поскольку не считало возможным голосовать за ультраправого кандидата.

Макрон – ставленник финансовой элиты и фактически единый кандидат либералов всех мастей от левых (социалистов) до правых (голистов). Именно поэтому собственные кандидаты этих партий оказались на обочине.
Победа Макрона – это победа политической системы над населением: либерализм сейчас не популярен у большинства граждан Пятой Республики, но выбран будет, скорее всего, именно либерал.

Хотя победа системы далеко не абсолютна.

Во-первых, само выдвижение Макрона – это сбой системы. Обычный розыгрыш двух кандидатов от двух партий не прошёл. Чтобы противостоять нелиберальным кандидатам, пришлось перешагнуть через партийную систему Франции и выдвинуть единого кандидата.

Во-вторых, хотя шансы на победу Ле Пен невелики, но они есть. В сегодняшних условиях миграционного кризиса и новой волны терроризма идеи Ле Пен уже не рассматриваются как ультраправая позиция. Кроме того, во Франции, как и в США, влияние СМИ на людей меняется: появляется все больше избирателей, разуверившихся в системе и не реагирующих на пропаганду. В США таких оказалось много, посмотрим, сколько их во Франции.

И это, наверное, главный сбой системы, суть которой именно в том, что избиратели не имеют фактической свободы выбора, так как выбирают из двух по сути одинаковых представителей системы. Реальный же выбор у элиты, этих кандидатов выдвигающей. В сегодняшних выборах есть несистемный кандидат, а значит, есть и выбор.

И хотя в этот раз система, похоже, победит, такие сбои будут воспроизводиться. И дело тут не в фигурах отдельных политиков, а в сути системы. Либеральная система с её обожествлением частного интереса и сиюминутного довольства абсолютно консервативна, как это ни парадоксально звучит. Она способна воспроизводить одну и ту же ситуацию, но не способна отвечать на новые вызовы. Она не предусматривает изменений, поэтому будет становиться все более архаичной, сбои будут все более масштабными.

Вопрос только в том, эволюционирует она или развалится под давлением внешних обстоятельств. Первый вариант предпочтительнее, второй – вероятнее.