Второй тур парламентских выборов в Абхазии – прогнозы подтверждаются
03.04.2017Результаты парламентских выборов в Абхазии: новый этап развития демократических институтов или свидетельство ослабления системы власти и управления?
Второй тур выборов в Народное собрание (парламент) Абхазии прошел в 22 избирательных округах из 35. Избиратели голосовали за одного из двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно было арифметического большинства голосов, независимо от количества пришедших на выборы избирателей.
Политические партии во втором туре не улучшили свои показатели. В результате парламент состоит из двух типов политиков: из политических тяжеловесов, в основном оппозиционных действующему президенту, и из большого числа низовых выдвиженцев, не связанных с партиями и зачастую имеющими не очень большой политический опыт.
Подобная ситуация воспринимается разными специалистами по-разному. Одни видят в этом новый этап развития демократических институтов, другие понижение качества абхазского парламента и предпосылки ослабления всей системы власти и управления.
Хотя, как представляется, более логично рассматривать происходящее как естественный этап развития политической системы Абхазии в тех условиях, в которых она находится. Маленькое непризнанное государство, имеющее всего одного союзника (Россию) и бескомпромиссного противника (Грузию), имеет не так уж много вариантов развития. Поэтому все политические силы страны стоят на одних и тех же идеологических позициях.
В этих условиях политическая борьба не может быть борьбой идеологий, за неимением серьезных идеологических различий. Такая ситуация порождает два следствия. С одной стороны, партии как идеологические институты становятся избыточными. С другой стороны, «большие люди» даже вместе с окружением не могут покрыть все политическое поле – всегда остается точка, где в политику может войти «простой человек», потому что ему никто не мешает. В результате складывается такой неструктурированный парламент.
К чему это приведет? В краткосрочной перспективе к возможному снижению законотворческой культуры, но одновременно к большему вниманию со стороны депутатов к обычным людям. В долгосрочной перспективе при отсутствии идеологических различий, будет многоцентрие – борьба кланов друг с другом, из которого либо произойдет консолидация вокруг харизматического лидера, которого пока не видно, либо появление идеологических различий, до которых, впрочем, в настоящее время ещё дальше, чем до харизматического лидера.
Но в любом случае Абхазия живет и будет жить. И может быть то, что нам кажется её слабостью – идеологическое единство – окажется её силой.