Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«Нужен не просто какой-то абстрактный рост ВВП». Вышла ли экономика России из кризиса, как утверждает Медведев?

06.03.2017

В российской экономике изменилась погода – об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, Россия преодолела рецессию и вышла из экономического кризиса: реальные доходы населения начали расти, инфляция оказалась на рекордно низком уровне, с безработицей правительство справилось. При этом премьер ожидает роста экономики до «европейского уровня» – на 1-2% ВВП в 2017 году. Можно ли согласиться с премьером, правильно ли считать, что минимальный рост экономики обеспечен не действиями властей, а ростом цены с 40 до 55 долларов за баррель? Действительно ли частное потребление и рост реальных доходов в январе показали рост главным образом благодаря единоразовой выплате пенсионерам в размере 5 тыс. руб.? И зачем Центробанк до сих пор борется с инфляцией, когда она в прежних масштабах объявлена побежденной?

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Наверное, премьер прав в том, что мы справились с той экономической болезнью, которой болели. Но результатом лечения стало появления новой болезни. Мы решили проблемы бизнеса за счет обеднения граждан. Но в рыночном обществе главное не произвести, а продать. Обеднение населения снижает покупательную способность, что бьет по экономике. В результате лечения пациенту становится плохо. Конечно, рост цен на нефть мог бы компенсировать снижение внутреннего спроса. Но такого роста нет. А спрос внутри страны не растет. В результате роста экономики в ближайшее время ждать, наверное, не стоит.

Власти не учитывают фактор обеднения, когда говорит о росте. Точнее они приняли результат одноразовой выплаты за устойчивый рост. Думается, не стоит ждать роста потребления, скорее, наоборот. Мы вроде бы собираемся повысить налоги с населения, но не собираемся повышать зарплаты, в этих условиях доходы могут только снижаться. Чтобы начался рост доходов, нужно поднимать зарплаты и снижать налоги.

Если мы надеемся на спрос со стороны бизнесменов, налоги на которых вроде бы снижаются, то зря. Верхняя часть среднего класса и элита товары покупают не в России. При реализации предлагаемых налоговых новаций и стагнация будет удачей.

Если говорить о позиции Центробанка, то дело не только в выборах. Во-первых, любая организация заточена на какую-нибудь задачу, и старается любое дело свести к этой привычной задаче. ЦБ в 90-е заточен на борьбу с инфляцией. Во-вторых, макроэкономическая стратегия, которую исповедует ЦБ, учит, что главная задача это борьба с инфляцией, а все остальное рынок сделает сам. Причем борьба с инфляцией рассматривается как сжатие денежной массы – удорожание денег. Но такая стратегия приводит к снижению покупательной способности населения, что давит на производство, одновременно дорожают кредиты для производителей, в результате производство сжимается быстрее, чем денежная масса и возникает дурная бесконечность.

Что касается ставки, то снижать ее надо на потребительские кредиты (рост покупательной способности) и кредиты под конкретные производственные программы (рост производства). И здесь можно пойти на существенное снижение.

 

Источник: Редакция «Капитала страны»