Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Выборы мэра Ярославля – важное событие в истории развития МСУ

03.03.2017

1 марта ярославские муниципальные депутаты избрали мэра Ярославля в соответствии с новым положением о конкурсе по его избранию. Главой города стал Владимир Слепцов. Событие это во всех смыслах важное и знаковое для истории развития местного самоуправления.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено три варианта наделения полномочиями главы муниципального образования: муниципальные выборы, выборы представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

До последнего времени практиковались первые два варианта, при всех своих очевидных плюсах, обладавшие и одним существенным недостатком. Дело в том, что российские регионы по структуре своей экономики, по распределению капитала копируют Российскую Федерацию: все деньги стараются обосноваться в региональной столице, так же как федеральный капитал старается обосноваться в Москве.
В результате этого по экономическому потенциалу региональная столица оказывается ключевым муниципалитетом региона, и зачастую становится сравнимой по этому потенциалу с регионом в целом. Это, в свою очередь, создает возможность для мэров региональных столиц чувствовать себя малозависимыми от региональных властей.

Поскольку и региональная, и городская власть – избираемые, то административной вертикали здесь не может быть. Контроль через ресурсы при примерном их равенстве тоже затруднителен. В результате в регионе возникает два слабо зависимых друг от друга властных субъекта: губернатор и мэр. Что оборачивается постоянными конфликтами, ставшими рутиной региональной политической жизни.

Разрешать это противоречие было необходимо. Только простое решение никак не находилось. В период, когда губернаторы назначались, звучали требования продолжить эту практику вниз – дать возможность губернаторам назначать и смещать глав муниципалитетов, в том числе и региональных столиц. На это не пошли. Подобное решение имело бы два существенных недостатка. Во-первых, правовой аспект – назначение мэров ослабило бы местное самоуправление, право на которое закреплено законодательно. Во-вторых, административная вертикаль «сверху донизу» приводила бы к возгонке ответственности: за ошибки мэра отвечал бы губернатор, а за ошибки губернатора – президент. Целесообразность такой конструкции довольно сомнительна.

Поэтому потребовалось более изящное и вместе с тем сложное решение, которое и было реализовано в Ярославле, – избрание мэра из числа кандидатов, представленных по результатам конкурса конкурсной комиссией из представителей городской и региональной администрации. Формально вертикали «мэр-губернатор» не возникло, поскольку полномочия глава города получил от городских депутатов.

При этом ключевая роль в формировании комиссии была отведена губернатору. В соответствии с положением о конкурсе, председатель конкурсной комиссии, его заместители и секретарь избираются по представлению именно главы региона. И хотя формально возможности комиссии не абсолютны – она лишь отсеивает кандидатов по формальным признакам, – фактическую роль этого коллегиального органа в процессе выработки устраивающего все заинтересованные стороны решения по кандидатуре мэра недооценивать не стоит.

Модель, позволяющая губернатору получить лояльного мэра, не назначая того напрямую, а муниципальным депутатам сохранить определенный контроль над ситуацией, заработала. Насколько такая конструкция окажется жизнеспособна, покажет только время.

Дмитрий Журавлев,
директор Института региональных проблем