Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Губернаторам пришел сигнал из центра

17.02.2017

Федеральным центром запущен процесс обновления губернаторского корпуса. Главная причина произошедших ротаций хорошо заметна, если смотреть не на тех, кто ушел, а на тех, кто пришел.

За последние две недели о досрочном сложении полномочий заявили шесть глав регионов: Адыгеи, Карелии, Бурятии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей.

Губернаторы в России редко уходят в отставку до истечения своего срока полномочий. Они либо идут на повышение в федеральную власть, либо снимаются президентом по утере доверия, либо не выдвигаются на новый срок, но отмеренный срок досиживают до конца.

И вдруг шесть добровольных досрочных отставок подряд. Очевидно, что повод для этого должен быть более чем весомый.

Внутрирегиональных причин, которые побудили бы губернатора к добровольной досрочной отставке, в современной России практически нет. В сложившейся политической и экономической системе даже неэффективное управление не приведет к быстрому обвалу – федеральные защитные механизмы в виде трансфертов и дотаций удержат на плаву самый дырявый корабль. А поэтому никакая угроза социального взрыва не может заставить губернатора уйти – просто потому, что никакого взрыва не будет.

Элитный конфликт теоретически может существенно повредить главе того или иного региона и в самом крайнем случае сделать его номинальным руководителем. Но, как показывает практика, даже единый фронт региональной элиты не может побудить губернатора к отставке – нет у них таких инструментов даже против самого опостылевшего «варяга».

Особое на себя внимание обращает, конечно, антураж прошедших отставок: утром губернатор объявляет о сложении полномочий, а уже днем президент принимает его потенциального сменщика и назначает его исполняющим обязанности. И так шесть раз. При этом все понимают, что подбор кандидатуры на такую должность занимает не несколько часов, да и попасть в график президента – тоже задача не из легких.

То есть мы имеем дело не с аварийной эвакуацией потерпевшего фиаско руководителя. В конфликтах с федеральной властью ушедшие губернаторы тоже замечены не были. И тем не менее центр почему-то решил не дожидаться их естественного ухода.

Многие эксперты этот шаг связывают с грядущими президентскими выборами. Мол, старые губернаторы своим неэффективным управлением снижали доверие населения к власти, и с их уходом поддержка Путина на выборах возрастет, а протестная активность, в том числе и социальная, снизится.

Данный подход, как представляется, сильно упрощен и не вполне верен. Выборы президента 2018 года – далеко не единственная и уж тем более не самая важная причина. Владимир Путин переизберется на новый срок с любым составом губернаторов. Острой необходимости в проведении столь масштабной операции под президентскую кампанию не было.

Главную причину произошедших ротаций легко увидеть, если посмотреть не на тех, кто ушел, а на тех, кто пришел. У всех этих людей есть как минимум две общие черты: они сравнительно молоды – двоим по 37, другим меньше 50 лет – и у них имеется опыт не только государственного управления, но и вполне успешного бизнеса.

Приход этих людей – не просто смена условных «неэффективных руководителей» на не менее условных «эффективных». Радикально меняется сам подход: губернатор из главного чиновника региона должен превратиться в управленца, способного вывести на качественно новый уровень экономическую и деловую активность на вверенной ему территории, сформировать для этого необходимый бизнес-климат.

Практически речь идет о смене поколений в региональной власти – на место «крепкого хозяйственника» приходит «эффективный бизнесмен». Если следовать в этой логике, то шестью регионами дело вряд ли ограничится. Ротации продолжатся, хотя и не сразу. Для эффективного управления нужен баланс между переменами и стабильностью, а президент всегда умел его выдерживать.

Дмитрий Журавлев