Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Государству – налоги, банкам – комиссия, населению – убытки. Зачем властям ограничение наличных расчетов

24.01.2017

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:

Обязательность расчетов через карточку заставляет людей держать деньги на карточке. Это выгодно для банков, так как они получают дополнительные вклады практически без процентов, проценты по остаткам на картах банки не платят. Если считать, что полученные таким путем банками деньги пойдут в реальную экономику, а не на валютный рынок, то это может быть полезно для экономики. Переход на электронные расчеты позволит уменьшить наличную денежную массу или как минимум не увеличивать ее по мере роста инфляции и тем самым эту инфляцию замедлять. Но это иллюзия, так как при частых электронных расчетах деньги на карточке станут частью денежной массы и будут давить на экономику не меньше, чем наличные. Но бесспорно это полезно для Минфина и налоговой системы – электронные платежи легко фиксируются и контролируются. Поэтому возможности уйти от налогов будет меньше – собираемость налогов увеличится. Думается, что именно задачи пополнения бюджета (собираемости налогов) и побудили Минфин выйти с этим предложением.

Сложности будут две. С одной стороны, не развитость банковской инфраструктуры в провинции: отсутствие у людей карточек и отсутствие банкоматов в шаговой доступности, отсутствие терминалов в магазинах, что усложняет использование карт населением. С другой стороны, психологическая неготовность населения использовать карту как платежный инструмент. Многие даже в Москве получая зарплату на карту, снимают ее тут же и используют исключительно как наличные. Причина тому выросшее из опыта недоверие граждан к банковской системе.

Поэтому возможно, что часть населения не будет держать деньги на карте, а будет класть их туда непосредственно перед покупкой. В таком случае банки ничего не выиграют, а вот контроль государства над денежным оборотом граждан возрастет.

Стоимость сделок может и не возрасти, если правительство заставит банки хотя бы на начальном этапе ни брать комиссию, что вполне в силах правительства. Если комиссия будет взиматься, то количество или точнее общая стоимость купленных автомобилей и квартир уменьшится на сумму комиссии. Практически произойдет перераспределения доходов от торговцев и производителей к банкирам, что ударит по автомобилестроению и строительству, что в свою очередь рикошетом ударит еще по ряду отраслей. Но это такие мелочи, по сравнению с тем, что удастся собрать больше налогов.

Но главная опасность даже не в том, что труднее станет реальной экономике. Ощущения контроля, в наших условиях дефицитного бюджета, может породить соблазн увеличения налогового бремени на население. Подконтрольные деньги не смогут сбежать в серую или черную зону. А именно страх побега денег ограничивает налоговые аппетиты власти в любой стране. Одна надежда, что неразвитость банковской системы защитит нас от таких соблазнов.

Редакция «Капитала Страны»