Регионы России будут укрупнять не политически, а экономически
05.05.2016Совет Федерации вместе с правительством подготовил и направил в субъекты РФ проект документа по «совершенствованию региональной политики». Об этом сообщила председатель Верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Ранее спикер СФ заявила о необходимости укрупнить ряд регионов, чтобы повысить качество жизни людей. Как пояснил источник «Коммерсанта» в правительстве, проект касается «финансовых отношений регионов с федеральным центром», а вместо «юридического объединения субъектов» предполагается «создание экономических макрорегионов».
29 апреля Валентина Матвиенко посетовала, что «разрыв между субъектами по бюджетным доходам, приходящимся на одного жителя, составляет почти 15 раз, по уровню оплаты труда — около 4 раз». Поэтому законодатели выступают за выработку «стандарта качества жизни», хуже которого не должен жить ни один регион, ни одно «муниципальное образование».
Пока в Совете Федерации не раскрывают деталей законопроекта, ссылаясь на то, что ждут замечаний и дополнений из регионов. Глава экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления, член СФ Вячеслав Тимченко, правда, рассказал, что знаком с концепцией документа. «Он раскрывает основные подходы к формированию бюджетной и инвестиционной политики в регионах, описывает разграничение полномочий между федеральной, региональной и местной властью и в целом дает больше самостоятельности регионам и муниципалитетам», — расплывчато пояснил Тимченко.
Какими же могут быть меры, которые помогут сбалансировать региональную политику?
— На мой взгляд, главная задача, которую ставили перед авторами этого проекта, состоит не в том, чтобы создать макроэкономические регионы, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Кстати, в этой идее прослеживается аналогия с экономическими районами, существовавшими в СССР. Главная задача проекта фискальная — сделать так, чтобы богатые регионы поделились с бедными. Не объединить экономики региона богатого и региона бедного, чтобы в итоге возросла экономическая мощь обоих регионов, а уменьшить неравенство доходов двух регионов. То есть это вариация давно известного нам принципа: богатые должны поделиться с бедными. И таким образом проблемы бедных будут решены без дополнительных нагрузок на федеральный бюджет.
Напомню, сейчас в России тот регион, в бюджете которого нет средств на выполнение социальных обязательств перед жителями, получает дотации. Если объединить бедный регион с богатым, то теоретически объем дотаций из федерального бюджета можно уменьшить. Например, (я, конечно, утрирую) объединение Ингушетии с Тюменской областью теоретически приведет к тому, что доходов нового региона вполне хватит на социальные выплаты всем гражданам и федеральный бюджет сэкономит несколько миллионов рублей.
Но, как уже известно, идея юридически объединить регионы не прошла. И правильно. Поскольку в нынешней, далеко не самой благополучной ситуации, любые изменения границ, особенно связанные с национальными республиками, чреваты обострением давно копившихся проблем и противоречий.
Но тогда не очень понятно, как заставить поделиться богатых с бедными, если они не объединены в один субъект Федерации?
Конечно, можно придумать какие-то совместные проекты, вроде «доступные дороги». И, например, «настоятельно рекомендовать» Краснодарскому краю вкладываться в строительство дорог в соседней Адыгее. Но в таком варианте дотации жителям Адыгеи давать все равно придется.
В любом случае, объединение экономик в условиях частной собственности это в первую очередь объединение компаний, а не регионов. У региональных властей денег, как правило, нет. Если не брать два-три нефтяных региона.
— Может быть, речь идет о совместных вложениях регионов в перспективные экономические проекты, «от каждого по способностям», и совместное распределение прибыли потом? При этом значительная часть налогов какое-то время могла бы оставаться как раз на территории такого макроэкономического региона.
— Губернаторы будут категорически против. Ведь это будет означать, что от них уйдет часть налогов с их территории. У нас очень мало областей, а тем более районов настолько богатых, чтобы они не знали, куда еще у себя вложить деньги. Куда логичнее инвестировать в собственный регион. Хотя, конечно, есть исключения. Например, Татарстан, наверно, не отказался бы инвестировать в соседние с республикой районы, населенные преимущественно татарами. Может быть, Тюменская область заинтересуется какими-то туристическими или иными проектами в соседних регионах. Москва могла бы при особых условиях, скажем, поддержать инвестициями Владимирскую область. А вот Якутия при всех своих доходах уже этого делать не будет, поскольку у нее огромная территория, и вкладывать там в инфраструктуру можно еще очень и очень долго и много. Республика и сейчас просит федеральные инвестиции. Россия в этом смысле вообще уникальная страна: у нас хороших во всех отношениях мест для вложения денег гораздо больше, чем самих денег.
— В советское время существовали экономические районы, связывавшие соседние области и республики по экономическим интересам, — говорит научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей. — Сейчас примерно в тех же границах созданы федеральные округа. Правда, создавались они не столько из экономических, сколько политических соображений, чтобы легче было следить за губернаторами. Как можно заставить в условиях рыночной экономики богатые регионы инвестировать в бедные, для меня загадка. Мы в своем институте разрабатывали и разрабатываем большое число проектов по улучшению жизни регионов, но все они находятся на бумаге, поскольку заказов на их реализацию от правительства не поступало. У нас получается, что самый главный в стране — Минфин. А он мало озабочен проблемами реальной экономики. И пока это так, очень сложно планировать стратегию развития регионов.
— В законопроекте упор делается на то, чтобы дать больше самостоятельности регионам и муниципалитетам…
— Самостоятельность хороша, когда она обеспечена деньгами. Мы как раз недавно анализировали самые разные полномочия российских регионов. Их более чем достаточно. Но они практически не обеспечены финансово. Получается по принципу: вы имеете свободу застрелиться.
Очень важно, будет ли новый законопроект реализовываться. Одни декларации о том, что вы должны пользоваться своей свободой ни к чему не приведут. Но при этом важно отметить: то, что правительство России заговорило о регионах всерьез, очень хорошо. Там, кажется, поняли, наконец, что при экономически слабых регионах рано или поздно завалится экономика всей страны. В этом смысле данный законопроект — знаковое явление. Кризис, в который мы попали, может нас сильно отбросить назад, или наоборот помочь продвинуться вперед. Пока этот кризис подталкивает правительство к правильным решениям. Но во что они выльются, сказать сложно. Вот, например, два года назад был принят в целом правильный Закон о стратегическом планировании. Но он до сих пор так и остается на бумаге.
— Проблемы регионов могут быть решены за счет перераспределения налогов, когда большая их часть будет оставаться на местах, а не уходить в федеральный центр?
— Это очень упрощенный подход. Если мы завтра оставим регионам большую часть налогов, то проследить за этими деньгами будет еще сложнее, чем если бы они ушли в федеральный центр. Все зависит от местных властей. Одни регионы потратят деньги на развитие своей экономики. А где-то их вложат в крайне сомнительные начинания. Вся наша экономическая система страдает хронической болезнью — отсутствием системы контроля за реализацией принятых решений. Вот недавно опять одного дальневосточного вице-губернатора отдали под суд. В свое время деньги в этот регион направили, а механизма контроля за тем, как они расходуются, не разработали. Это очень характерный пример. Пока мы не наладим нормальную административную систему контроля, в регионах особого прогресса не будет.
svpressa.ru
http://adi19.ru/2016/05/05/regiony-rossii-budut-ukrupnyat-ne-politicheski-a-ekonomicheski/