Дмитрий Журавлев: Досрочные выборы укрепляют политическую систему
26.02.2016В Казахстане предвыборная кампания выходит на финишную прямую: внеочередные парламентские выборы в стране назначены на 20 марта. С особым вниманием на Казахстан смотрят в России, которой предстоит принять эстафету – 18 сентября 2016 года в единый день голосования состоятся выборы депутатов Государственной думы. Свои прогнозы и оценки электорального процесса в Казахстане дал нашему изданию политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
“Yтро”: Насколько необходимо проводить досрочные выборы именно сейчас, когда мир, в общем-то, утратил прежнюю систему координат?
Дмитрий Журавлев: Решение о проведении выборов, когда сложившаяся непростая экономическая ситуация требует стратегических решений, своевременно и разумно. Во-первых, финансово-экономический кризис углубляется – не только в Казахстане, но во всем мире, и это требует принятия серьезных, может быть даже кардинальных, мер. А выборы – это не просто набор депутатов в палату; в первую очередь это плебисцит, это оценка народом текущей политики и мандат избирателей на проведение новой политики. В современных условиях это необходимо – получив такой мандат, власть укрепляет политическую систему, что очень важно в современных непростых условиях. Во-вторых, данные выборы являются условием развития такой большой страны, как Казахстан, потому что именно они дадут импульс к обновлению, обеспечат поддержку реформирования казахстанского государства и общества.
— В Казахстане последние 10 лет проводились только досрочные выборы, вряд ли это говорит о стабильности в стране?
— По части проведения досрочных выборов Казахстан отнюдь не является лидером, в Великобритании досрочные выборы за последние 20 лет проходили чаще, чем в любой другой стране, и это только укрепило политическую систему. Нынешние выборы проходят в достаточно благоприятной внутриполитической обстановке, когда власть полностью контролирует ситуацию и в стране сохраняется стабильность. И надо учитывать, что существует множество игроков, которые хотели бы дестабилизировать ситуацию – и в России, и в Казахстане, и в других странах постсоветского пространства. Провести выборы сегодня – это означает не дать сработать механизмам дестабилизации. В целом, Назарбаев всегда работает на опережение. Поскольку мир вступает в новые экономические реалии, крайне важно завершить политические процессы в относительно благоприятной экономической обстановке, чтобы сразу приступить к реальной работе.
— Чем эти парламентские выборы отличаются от предыдущих?
— Есть, как минимум, два отличия. Первое: в Казахстане, так же как и в России, степень влияния высшей власти столь велика, что сегодня доверие к результатам выборов важнее самой победы. И второе: президент Назарбаев осуществляет транзит от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике, когда особую роль играет перераспределение полномочий между президентом, парламентом и правительством. В этом ключе совсем другое отношение к парламенту, чем на предыдущих выборах. Нынешний Казахстан, как и современная Россия, – это персоналистское государство, и когда здесь встает вопрос преемственности власти, то он особенно актуален, когда речь идет о сильном и авторитетном политическом лидере.
Назарбаев обозначает приоритеты новых выборов – меньше громких лозунгов и больше реальных дел. В ходе выборов важно разъяснить народу смысл трансформаций, которые происходят в стране. Президент призывает использовать электоральный период для консолидации и единства общества. Наверное, в этом и есть отличие – меньше агитации, больше реального диалога и общения с избирателями. Кампания только началась, поэтому пока рано давать оценку.
— Эксперты говорят, что расклад партийных сил в новом парламенте вряд ли претерпит серьезные изменения.
— Это не самое главное – сколько будет партий в парламенте и сколько голосов получит та или иная партийная организация. Сколько бы их ни было – это не изменит демократический принцип, который поддерживается властью. Кроме того, есть еще один аспект, который важен и для России: возможность в рамках выборов обновить состав парламента. Ни одна политическая система не жизнеспособна, если периодически не происходит обновления политических элит, поэтому нынешние выборы в Казахстане являются прекрасной возможностью обновить кадровый состав в стране, что дает импульс дальнейшему развитию.
Конечно, во всем нужна мера. Если полностью обновлять состав – и тому есть достаточно примеров в мире – это хаос, а если не обновлять – застой. Казахстан первым решает задачу, которая вскоре встанет перед всеми странами постсоветского пространства – модернизация кадрового состава. Новые задачи требуют новых людей. И выборы – это прекрасный способ найти самое эффективное решение, то есть изменить политические группы в личностном плане, тем самым сохранив стабильность и придав новый импульс развитию политической системы.
— В Казахстане, по сравнению с большинством постсоветских стран, госаппарат очень молод – средний возраст госслужащих сегодня менее 40 лет. Может России тоже взять на вооружение омоложение элит?
— В Казахстане, в отличие от других стран постсоветского пространства, давно функционирует лифт элит – то есть, идет постоянный процесс обновления руководящего состава. И механизм обновления элит довольно эффективно работает, а благодаря выборам получит новое ускорение. Если посмотреть на политических лидеров Казахстана, то мы увидим молодых, энергичных и интеллектуальных людей. В России тоже идет этот процесс, мы движемся параллельно.
Нынешние выборы и в Казахстане, и в России позволят молодым профессионалам сделать что-то полезное для страны. Но главная задача, которую необходимо решить, – это укрепить союз народа и элиты. Чем жестче внешние условия, тем более стабильным и эффективным должен быть такой союз.
— Предстоящие выборы вызывают большой интерес у международного сообщества. Как вы считаете, удастся ли Казахстану получить высокую оценку наблюдателей, в частности от миссии ОБСЕ?
— Выборный процесс в Казахстане в последние годы проходит очень прозрачно, открыто для всех иностранных наблюдателей, международных общественных объединений, и президент гарантирует, что будут созданы все необходимые для них условия. По его словам, Астана выступает за формирование Большой Евразии – и казахстанский лидер видит ее континентом доверия, тесных экономических связей и общего пространства безопасности. То есть шанс есть, основания есть, да и прошлые президентские выборы заслужили самую высокую оценку от международных наблюдателей за последние десять лет.
Но нельзя исключать и существование на Западе стереотипа, что в бывшем Советском Союзе не может быть все хорошо, и не важно, что происходит на самом деле. Все зависит от позиции. Сейчас отношения у Казахстана с Европой стабильные, он не является, в отличие от России, раздражителем. Поэтому, несмотря на несколько предвзятое отношение, западные наблюдатели должны объективно оценивать выборный процесс – есть нарушения или нет.
— Что ждать России от нынешних выборов, как это может отразиться на наших двусторонних отношениях?
— Если выборы прибавят стабильности казахстанской политической системе, это скажется позитивно, потому что мы союзники, значит, у нас единая кровеносная система. Чем стабильнее там, тем стабильнее у нас. Всегда удобнее работать со стабильными сильным контрагентом. Кроме того, при любом большинстве при президентской партии внешнюю политику формирует президент. В целом можно ожидать сохранения предсказуемого и взвешенного курса со стороны нашего партнера по Евразийскому экономическому союзу.