Нефть заканчивается
25.02.2016На фоне продолжающегося кризиса мировой нефтяной отрасли крупные игроки задумываются об энергетическом будущем планеты. Все прекрасно понимают, что «сланцевой революции» приходит конец, аравийский нефтяной фонтан будет бить не очень долго, поэтому скоро цены на нефть вырастут. Однако нынешняя сырьевая война не пройдет бесследно для нефтяных месторождений — запасы «черного золота» сильно оскудеют. Например, в Саудовской Аравии все последние континентальные запасы были открыты в 70-годах прошлого века. Уже сейчас добыча нефти в стране постепенно падает, а к 2020 году, по прогнозу аналитиков, этот спад может достигнуть 30 — 50%. Именно поэтому ни одно из арктических государств даже в период низкой стоимости углеводородов не отказывается от освоения высоких широт, так как уже в обозримом будущем именно Арктика может стать вторым Персидским заливом для нефтяного рынка.
«Звезда» создаст арктический флот
РФ традиционно старается подойти к освоению Крайнего Севера комплексно, так как у нашей страны есть возможность разрабатывать не только сырьевую составляющую Арктики, но и заняться развитием Северного морского пути, который в связи с изменением климата и войной на Ближнем Востоке предоставляет новые логистические возможности. Именно для этого на территории Дальнего Востока строится новый промышленный кластер «Звезда», в создании которого принимает активное участие компания «Роснефть».
Накануне секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев по итогам визита на данное предприятие сообщил, что уже через четыре года «Звезда» станет самым большим гражданским судостроительным предприятием в России, а его продукция во многом будет ориентирована на обслуживание арктического шельфа РФ: «Предполагается, что к 2020 году «Звезда» начнет выпускать танкеры водоизмещением 350 тысяч тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другую технику для энергопроектов на морских шельфах России. Дело в том, что российский шельф — особенно в арктических широтах — является основной зоной, где следует ожидать наиболее заметного прироста ресурсов и запасов нефти, открытия крупных месторождений. Это делает актуальным строительство нефтяных платформ и флота для его освоения», — цитирует Патрушева «Российская газета».
Секретарь Совбеза РФ отметил, что российские компании «Роснефть», «Газпром», «НОВАТЭК» и «Совкомфлот» уже подписали с ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» соглашения о намерениях, предусматривающие размещение заказов на строительство судов, буровых платформ и гражданской морской техники на «Звезде», и предполагают в ближайшее время разработать перспективный план загрузки предприятия на период до 2035 года.
Пока, правда, только «Роснефть» заключила с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Компания обещает полностью обеспечить пилотную загрузку верфи СК «Звезда» в рамках государственной программы по импортозамещению. Как сообщалось, для нужд «Роснефти» будет построено 75 судов.
На данный момент нефтяная компания уже разместила заказы на строительство двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, которые смогут эксплуатироваться в особо тяжелых условиях. Многофункциональность данного типа судов позволит решать широкий круг задач при реализации шельфовых проектов «Роснефти» в северных морях. Таким образом компания выполняет свои лицензионные обязательства по размещению заказов на российских верфях. Однако потребности в инвестициях существенны, а значит, привлекать нужно и других партнеров.
Следует понимать, что реализация проекта СК «Звезда» — это не только создание современного судостроительного предприятия, но и образование принципиально нового эффективного промышленного кластера на Дальнем Востоке России. Реализация проекта предусматривает создание более 7 тысяч рабочих мест. Для обеспечения верфи необходимыми материалами появятся производственные площадки и предприятия судового машиностроения. По словам заместителя директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василия Богоявленского , «создание нового судостроительного кластера — это не только развитие судостроительной промышленности на Дальнем Востоке. Производство сложных морских буровых установок потянет за собой развитие производственных комплексов на многих десятках, если не сотнях других предприятий, в других регионах страны». «Звезда» будет играть важную роль не только для нефтяной компании, но и для всей страны. Ожидается значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей.
Освоение арктического шельфа по масштабам и сложности задач часто сравнивают с освоением космоса. Кроме того, инновации, созданные как для космоса, так и для Арктики, служат и будут служить всему человечеству в других областях. Наиболее точная аналогия здесь — программа «Аполлон». Затраты на нее были колоссальными, но Соединенные Штаты и сейчас живут на тех технологических заделах, которые были достигнуты во время ее реализации. Главное отличие в том, что «Аполлон» прямой прибыли не принес вообще, а освоение шельфа рано или поздно окупится. И окупится с лихвой.
Российские эксперты неоднократно заявляли, что именно Арктика сможет обеспечить энергетическую безопасность РФ. Однако для того, чтобы подготовиться к периоду сокращения запасов континентальной нефти, работы в высоких широтах надо вести уже сейчас. Кроме того, по их мнению, в отличие от других стран, в России главным драйвером освоения северных территорий всегда являлось государство, а не частный бизнес.
В Арктику можно опоздать
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что освоение и развитие арктических территорий — проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу: «Для того, чтобы Северный морской путь работал во всю силу через пять лет, работать надо сегодня. Для того, чтобы нефтедобыча в Арктике вышла на серьезный уровень через десять лет, работать нужно уже сейчас», — заявил эксперт «Актуальным комментариям».
Дмитрий Журавлев уверен, что чем больше будет понижение цен на нефть, тем больше они потом поднимутся: «А кроме как на шельфе, сейчас уже больших запасов нефти не осталось. Именно в Арктике можно найти целые нефтяные провинции. Однако для того, чтобы успеть их разработать, заниматься регионом нужно сейчас».
При этом эксперт отметил, что России в силу ее общественной структуры — больше свойственно стратегическое мышление, а это важное преимущество для освоения подобных территорий: «Америка осваивалась людьми, а уже потом туда приходили дороги. Мы идем обратным путем, потому что главная сила нашего государства в том, что оно может аккумулировать усилия в какой-то точке, чего Соединенные Штаты долгие годы делать не могли. Поэтому мы можем себе позволить даже в сложных условиях формулировать и осуществлять стратегически большие и долгосрочные проекты», — указал Журавлев.
Он также сообщил, что и в США шельфовые программы не свернуты: «На заседании конгресса говорилось об арктических интересах США и бюджете, который планируется выделить на проекты в Арктике, составляющим сотни миллиардов долларов».
Северный морской путь должен приносить прибыль
Дмитрий Журавлев считает, что уже сейчас в нынешней экономической ситуации Северный морской путь может приносит прибыль — об этом красноречиво свидетельствует интерес к нему китайского бизнеса: «Нельзя построить железную дорогу и не поставить последние три метра. Так и Северный морской путь должен заработать, тогда из затратного проекта он превратится в доходный. Кроме того, Северный морской путь — это ведь не только деньги от перевозки товаров. Это еще и развитие самого макрорегиона. Северный морской путь даст работу огромному количеству людей как вдоль самой трассы, так и на Дальнем Востоке, где будет работать судоверфь «Звезда».
Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев также неоднократно заявлял «Актуальным комментариям», что «Северный морской путь — это очень существенный элемент роста не только экономики, но и технологий России. Вдоль Северного морского пути могут быть созданы до 6 кластеров, где будет производиться высокотехнологичная продукция».
Таким образом, можно констатировать, что России сейчас крайне важно создать мощный арктический флот, который смог бы выполнять все технологические задачи как по освоению сырьевых арктических ресурсов, так и по развитию Северного морского пути.