Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Союз с Дохой

13.01.2016

По данным российских СМИ, уже на следующей неделе ожидается визит в РФ эмира Катара Тамима бин Хамад аль-Таника. Если он состоится, можно говорить о значительном улучшении отношений между Москвой и Дохой, которые были испорчены в 2011 году после избиения российского дипломата катарской таможней. «Такой визит планируется и может состояться очень скоро», — цитирует агентство ТАСС свой дипломатический источник.

И хотя повестка предстоящего визита пока остается закрытой, вряд ли на переговорах руководства России и Катара не будет затронута тема урегулирования сирийского конфликта и совместных шагов, направленных на борьбу с терроризмом. Стоит также отметить, что интересы двух стран пересекаются и на углеводородном рынке. Катар входит в ОПЕК и является крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа (СПГ).

В 2010 году, когда отношения с этой ближневосточной страной еще не были омрачены дипломатическим скандалом, Владимир Путин на переговорах с премьер-министром Катара Хамадом бен Джасемом Аль-Тани говорил о необходимости координации действий Москвы и Дохи на углеводородных рынках. «Катар для нас — очень интересный партнер. И надеюсь, что вы так же смотрите на Россию. Прежде всего, потому что и Катар, и Россия — крупнейшие в мире производители углеводородного сырья, прежде всего газа, и здесь очень важно для нас координировать нашу совместную работу на рынках», — передавало слова Путина агентство МИА «Россия сегодня» .

Тем не менее, пока о координации действий на газовом рынке остается только мечтать. Эксперты отмечают, что в ходе предстоящего визита обязательно будет затрагиваться энергетическая тематика, которая, тем не менее, будет только «прелюдией» к обсуждению политических вопросов урегулирования сирийского кризиса.

Газ в обмен на Сирию

Востоковед Саид Гафуров заметил, что особенности дипломатии Катара состоят в том, что они пытаются переговорами на энергетические темы отвлечь от политических проблем. «Они обязательно что-нибудь предложат, причем, видимо, даже достаточно для нас выгодное. Но их главная цель — отвлечение нашего внимания от политических задач или даже решение политических задач через экономические интересы. Это одна из особенностей политики Катара», — заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Он уточнил, что конкретные темы переговоров в энергетической сфере пока неизвестны. «Они могут предложить что-то России только в газовой или нефтяной сфере, а может быть, и в более широком спектре всего углеводородного рынка. Главной их задачей будет уговорить Россию пойти на политические уступки, опираясь на экономические интересы», — резюмировал Саид Гафуров.

Вместе с тем большинство экспертов уверены, что пока России сложно найти поводы для совместных шагов с Катаром на мировом рынке газа, хотя, возможно, в будущем они и появятся.

Катар и Иран делят один газ

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рустам Танкаев пояснил, что крупнейшее газовое месторождение в мире находится в распоряжении двух стран — Ирана и Катара. «Его северную часть занимает Иран, и оно там называется «Южный Парс», южная часть принадлежит Катару, и там его обозначают как «Северное». Вот такая странная географическая аберрация», — заметил эксперт «Актуальным комментариям».

Поэтому Катару есть, что делить с Ираном — Тегеран очень слабо разрабатывает свою часть месторождения, Доха, напротив, использует его запасы очень активно: «Поскольку это единое месторождение, тот газ, который высасывает Катар, идет и с иранской территории. Тут есть темы для обсуждения», — считает Рустам Танкаев.

Он также сообщил, что Катар, являясь крохотным государством с очень маленьким населением (около 600 тысяч человек — ред.), при этом занимает ведущие позиции на мировом рынке СПГ: «У них построены линии по сжижению и отгрузке природного газа на 80 млн тонн. Надо сказать, что население Катара и к строительству, и к пуску этих линий относилось и относится с очень большим энтузиазмом, и они верят в свою позицию. Страна поставляет очень большие объемы в Японию, Южную Корею, Китай, и в небольших объемах — даже на европейский рынок. В этом отношении у них все благополучно».

Россия не конкурент

При этом Рустам Танкаев уверен, что Россия не может быть конкурентом по экспорту сжиженного газа: «Газпром» как единственный поставщик газа на экспорт блокирует большинство проектов по строительству СПГ- заводов. У самого монополиста денег на реализацию большинства проектов нет. Другим компаниям денег также никто не даст, потому что они не могут объяснить, откуда они эти деньги будут возвращать и как. Можно только посмотреть, как мучается «Новатэк» со своим проектом «Ямал-СПГ». В этой ситуации договариваться Катару с Россией о чем бы то ни было на газовом рынке было бы просто смешно»

.

По словам эксперта, в будущем нельзя исключить, что будут какие-то попытки создания газового картеля или какие-то совместные проекты, но только после того, как Россия реально сможет выйти на рынок СПГ.

Эксперт ИСАА Владимир Демиденко напомнил, что несмотря на то, что Россия и Катар входят в Форум стран-экспортеров газа, эта организация имеет исключительно совещательный характер: «Это не ОПЕК, это просто площадка «за поговорить». Поэтому даже если вопросы газового рынка на переговорах будут затронуты, это не значит, что страны смогут выработать некое судьбоносное решение», — заметил эксперт «Актуальным комментариям».

Кроме того, по его словам, необходимо учитывать и тот факт, что Россия в основном поставляет магистральный газ, а Катар сжиженный: «Это два абсолютно разных рынка, две разных системы ценообразования, и Катар делает ставку именно на СПГ».

Что же касается обсуждаемого в мировом информационном поле якобы имеющегося проекта прокладки газопровода из Катара в Европу, Владимир Демиденко считает это полнейшей ерундой и выдуманным мифом: «Катар в принципе не поставляет магистральный газ, это не входит в его энергетическую стратегию. Все мощности этой страны созданы для производства сжиженного природного газа, и они никогда от этого не отойдут, потому что это очень удобно. Они не будут ради какого-то мифического проекта перестраивать всю свою газовую инфраструктуру. Это ахинея, непонятно кем выдуманная».

Газовые переговоры могут быть опасны

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев высказал мнение, что, несмотря на то, что переговоры России по энергетическим вопросам с Катаром могут благотворно сказаться на мировой экономической конъюнктуре и даже немного поднять нефтяные цены, нашей стране надо быть очень осторожной, чтобы не испортить отношения с Ираном: «Тегеран сейчас, мягко говоря, в плохих отношениях как с Саудовской Аравией, так и с Катаром. А у нас хорошие отношения с Ираном и не хотелось бы их портить», — отметил эксперт «Актуальным комментариям».

Владимир Демиденко, напротив, считает, что Катар, несмотря на необходимость действовать в русле всех государств Персидского залива, имеет свои интересы: «Катар очень сильно завязан на экономические отношения с Тегераном, и просто так они ничего не разорвут. Для «внешнего употребления» Доха сделает какой-то жесткий жест, но попытается нивелировать его по своим тайным каналам. И я думаю, что сейчас идет большая игра вокруг Сирии, и, скорее, на переговорах России и Катара в первую очередь будут затронуты эти вопросы, нежели вопросы углеводородов», — предположил эксперт.

Сирийский кризис требует решения

По словам Демиденко, все участники сирийского конфликта, которые пытаются извне воздействовать на его решение, и Россия в том числе, попали в непростую ситуацию: «Все усилия по разрешению данного кризиса, в том числе и военные, никакого эффекта не дают. В этой связи нам нужно формировать какую-то международную коалицию, привлекать максимальное количество внешних сил для того, чтобы пытаться урегулировать конфликт. Владимир Путин изначально шел на сирийский театр именно с идеей создания вот такой широкой антитеррористической коалиции. Но в связи, во-первых, с нашим внешнеполитическим положением, а во-вторых, отношением к нам США и ЕС, этот проект не был реализован. Я полагаю, сейчас мы движемся в этом направлении, пытаемся подключать региональных игроков», — считает эксперт.

Автор: Екатерина Дейнего

http://actualcomment.ru/soyuz-s-dokhoy.html