Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Вашингтон раздувает угли войны

27.11.2015

Американская военная помощь может стать сигналом для новой эскалации в Донбассе

Президент США Барак Обама одобрил военный бюджет страны на 2016 год в размере 607 миллиардов долларов. Кое-что из этой огромной суммы может перепасть и Украине — финансовый документ предусматривает выделение 300 миллионов долларов на военную помощь «незалежной». Правда, статья носит рекомендательный характер, и окончательное решение о том, давать ли деньги Киеву, будет принимать администрация президента США .

Тем не менее, украинские политики очень воодушевились потенциальной поддержкой. Президент Петр Порошенко поспешил высказать слова благодарности на своей страничке в «Твиттере». «Спасибо президенту Обаму за мощную военную помощь Украине! Это пример партнерской солидарности и поддержки», — написал украинский лидер.

Посол Украины в США Валерий Чалый уточнил, что лишь 50 миллионов из общей суммы будут использованы для предоставления стране оборонительных вооружений. Остальное, возможно, будет направлено на оснащение и содержание ВСУ, а также на продолжение программы военной подготовки, которая проходит под руководством американских военных.

Так, 24 ноября стартовал второй этап программы Fearless Guardian («Бесстрашный страж»), в рамках которого американцы подготовят военнослужащих пяти батальонов Минобороны Украины и единого батальона спецназа. На первом этапе США занимались подготовкой украинской нацгвардии. Всего на программу подготовки было выделено более 250 миллионов долларов.

На что же потратит киевское руководство 50 миллионов долларов, конечно, при условии, что вообще их получит? Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварев отмечает, что хотя сумма не слишком велика, на нее можно закупить достаточно внушительные партии вооружений для сухопутных войск.

— Для начала нужно отметить, что эти 300 миллионов долларов только зарезервированы в бюджете и могут быть направлены Украине лишь после согласования с администрацией президента США. Грубо говоря, пока что все это вилами на воде писано. При изменении ситуации, администрация может отказаться от выделения этих денег. Поэтому заявление Петра Порошенко преждевременно.

«СП»: — 300 миллионов долларов в масштабах украинской армии и 50 миллионов на вооружения — это много или мало?

— С одной стороны, мало. На 50 миллионов долларов нельзя купить даже один современный самолет. Но с другой стороны, это много для относительно дешевых типов вооружений. Таких, как противотанковые комплексы TOW, ПЗРК «Джавелин», ручные противотанковые гранатометы, стрелковое оружие, те же американские винтовки. Это номенклатура вооружений, которая относительно недорого стоит, и на 50 миллионов долларов можно сформировать достаточно приличные партии. Так что с точки зрения вооружений сухопутных войск — это немало.

Что касается того, почему на вооружение выделят только часть суммы, все просто. Украинская армия голая и босая, им необходимо обмундирование и экипировка. Это достаточно большая статья расходов, учитывая, какое количество человек нужно обуть, одеть, накормить и обучить.

Впрочем, я совсем не уверен, что все эти деньги пойдут на нужды ВСУ. Учитывая, что Украина сегодня не контролируема практически никем с точки зрения передачи и продажи вооружений, не исключаю, что все эти системы могут попасть через ее территорию в Сирию. Киев может стать транзитером этого оружия для исламистских боевиков. Тем более что такие сообщения уже были.

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов полагает, что Вашингтон выделяет эту помощь, чтобы поддерживать конфликт на Востоке Украины в тлеющем состоянии.

— В масштабах американского бюджета — это капля в море. Но для Украины — достаточно ощутимая сумма. В 2015 году весь военный бюджет Украины составлял 50 миллиардов гривен, то есть примерно два миллиарда долларов. Несмотря на то, что военный бюджет «незалежной» существенно вырос за последние два года, он все равно очень мал.

С другой стороны, с учетом того, что после распада Советского Союза Украине досталась самая мощная после России армия в Европе, то, что осталось сейчас — это мизер. Даже несмотря на некоторое восстановление в последние два года. С этой точки зрения, 300 миллионов — сумма небольшая. Пока неизвестно, какие вооружения будут на них закупать.

Скорее всего, эти деньги будут выделяться на подготовку украинских войск. Но украинский военный бюджет они не спасут. Чтобы Вооруженные силы Украины стали действительно боеспособными и экипированными, нужно намного больше денег. Тем не менее, это важный символический шаг, и понятно, почему Порошенко благодарит за него Обаму.

«СП»: — То есть Вашингтон просто хочет показать, что продолжает поддерживать Киев?

— США пытаются сохранить лицо. Уж слишком яростно Вашингтон поддерживал Украину во время событий прошлого года, слишком сильна была антироссийская риторика, они на каждом углу кричали, что Киев — это их союзник. И не только США, но и большинство стран НАТО. Сейчас в Вашингтоне уже поняли, что их проект не удался. Но проигрывать они не хотят. Поэтому какая-то поддержка будет оказываться и дальше.

«СП»: — Нет ли вероятности, что эта поддержка будет воспринята Киевом, как сигнал для очередной попытки решить вопрос Донбасса силовым путем?

— Судя по данным, которые поступают из народных республик Донбасса, ВСУ накапливают силы. Все еще очень сильно желание у многих в Киеве разморозить этот конфликт, чтобы вновь началась война. У них есть желание взять реванш. Но при этом в Киеве прекрасно понимают, что Вашингтону сейчас не до этого. Там наверняка оценивают начало новой военной операции, как нежелательное.

Американцам гораздо выгодней, чтобы конфликт поддерживался в нынешнем тлеющем состоянии. Вашингтону нужен постоянный источник напряженности на границе с Россией. Для них это лучше, чем полноценная война, в которой ВСУ наверняка опять проиграют, что приведет к провалу американского проекта на Украине. Поэтому они будут понемногу подпитывать Киев, делать подачки армии, чтобы она проводила какие-то операции, готовилась. Американцы сделают все, чтобы конфликт не совсем погас, но и не разгорался до пожара. Это один из способов постоянного давления на Россию.

Аналогичного мнения придерживается директор Центра политологических исследований Павел Салин .

— Не уверен, что даже если американцы решат выделить эту военную помощь, они предоставят Украине 300 миллионов долларов. Скорее, спихнут им какое-то устаревшее и неконкурентоспособное вооружение на эту сумму. Порошенко делает хорошую мину при плохой игре. Он оказался в проблемной ситуации, потому что фокус внимания международного сообщества сместился с Украины на Ближний Восток и террористическую угрозу вообще. Украинские националисты упрекают Порошенко в том, что западные партнеры оставили их один на один с Россией. Поэтому он с американцами пытается продемонстрировать, что это не так. Хотя, действительно, для Вашингтона Украина переместилась на периферию интересов.

«СП»: — Нет ли у Киева соблазна воспользоваться этим и снова начать войну в Донбассе?

— Такие расчеты у Киева существуют уже давно. Когда началась военная операция в Сирии, украинские политики надеялись, что Россия там увязнет и у нее не хватит сил на второй фронт на Украине, пусть не в прямом, а в переносном смысле. Мы видим, что Киев активизировал свои усилия, начал энергетическую блокаду Крыма. Джемилев ведь не по собственной инициативе стал подрывать линии электропередач. Но Россия продемонстрировала, что готова отстаивать свои интересы и интересы Донбасса. Украинцы попытались начать обострение, но результат оказался для них не обнадеживающим.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев не исключает нового витка обострения, потому что у Киева нет других альтернатив.

— Европа всегда выступала против военной помощи Украине, поэтому выделение такой помощи со стороны США — очень важный политический жест. Кроме того, это важно непосредственно для карманов Порошенко и его команды. С вероятностью 99,9%, они все это банально разворуют. С точки зрения чисто военной помощи, эти деньги — все равно, что слону дробина. Конечно, можно купить много дешевых танков и попытаться снова полезть в Донбасс, но качественно ситуацию это не изменит.

«СП»: — То есть возможно новое обострение?

— Украина готова идти на обострение просто потому, что через некоторое время они будут не нужны даже американцам. Им необходимо привлечь к себе внимание. Это пиар-технология чистой воды. Если не будет обострения, завтра о Порошенко все забудут. А если он останется один на один с Украиной, его немедленно «сожрут» олигархи, политические конкуренты и радикалы.

«СП»: — Как выделение военной помощи скажется на судьбе Минских соглашений?

— Во-первых, американцы вообще не субъект Минских соглашений. Они и до этого подрывали Минск-1 и Минск-2, просто сейчас стали делать это публично, так как военный бюджет — открытый документ. Но и раньше они давали понять Порошенко, что он может делать, что хочет, и стоило прийти такому посланию из-за океана, от всех соглашений ничего не оставалось.

Так что эта помощь в принципе мало что меняет, но усиливает те сигналы, которые Америка посылала Украине, делает их более грубыми и явными.

С точки зрения Вашингтона, Украина уже выполнила поставленную перед ней задачу. При Порошенко она никогда с Россией не сблизится, а это то, чего добивались американцы. Они хотели, кончено, использовать и экономику страны, но сейчас поняли, что ее лучше не трогать.

Тем не менее, США будут продолжать поддерживать напряжение на Украине, потому что это им выгодно. Они уже не надеются на Киев, как на выигрышную карту, но хотят сохранить эту «шестерку», чтобы что-то ей побить. Поэтому так мало дают. Если бы они играли в Украину так же серьезно, как в начале, они выделили бы ей гораздо больше средств, к чему призывал тот же сенатор Маккейн .

http://svpressa.ru/war21/article/136950/