Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Геологоразведку решили сократить

04.09.2015

Несмотря на то, что Россия стала мировым лидером по добыче нефти, в ближайшее время нефтяные запасы страны могут начать активно сокращаться. В частности, сегодня стало известно, что из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры государство уменьшает на 20% финансирование геологоразведочных работ. Эксперты считают, что сразу на нефтегазовой отрасли это не отразится, так как пока разведкой новых месторождений занимаются сами компании. Однако в дальнейшем уменьшение геологоразведки может привести к сокращению ресурсной базы страны и ухудшить имидж России как ведущей нефтяной державы.

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, выступая сегодня на Восточном экономическом форуме, заявил о сокращении государственного финансирования геологоразведочных работ в России почти на 20%, до 28,4 млрд руб. По его словам, причиной такого шага послужило замедление экономического роста и неблагоприятная конъюнктура на сырьевых рынках. «Все это, конечно, уже сказалось и скажется на геологической отрасли. В частности, это выразилось в уменьшении финансирования ГРР на 2015 год по государственной линии с 35,2 до 28,4 млрд рублей», — цитирует министра » Газета.Ru «.

Донской отметил, что правительство собирается активнее привлекать частные инвестиции в геологоразведку. В частности, по его словам, уже разрешены льготы по НДПИ для резидентов Сибири и Дальнего Востока, а также введены так называемые налоговые каникулы.

Согласно экспертной оценке, на нефтегазовой отрасли сокращение государственного финансирования геологоразведки не сильно отразится, поскольку в основном ею занимались компании. В то же время правительству надо активнее решать проблему освоения Восточной Сибири и Арктического шельфа — тех регионов, где нефтегазовым компаниям будет сложно самостоятельно открывать новые месторождения.

Насколько пострадает нефтегазовая отрасль от сокращения геологоразведки?

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что это отрицательно повлияет на отрасль: «Когда добыча превышает разведку — это нехорошо, поскольку идет сокращение нефтегазовых ресурсов. Кроме того, это может отразиться на престиже России и, соответственно, ее влияние на мировой углеводородный рынок ослабнет», — заявил эксперт «Актуальным комментариям».

В то же время он отметил, что поиски новых месторождений — процесс довольно инертный и долгий, поэтому, несмотря на сокращение госзатрат на геологоразведку, возможно, что негативный эффект от этого проявится не сразу или не проявится вообще: «Есть шанс, что когда ситуация в экономике выправится, государство вернется к геологоразведке, либо пойдет другим путем — привлечет к этому больше частных инвестиций».

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев , напротив, уверен, что сокращение госфинансирования геологоразведочных работ на нефтегазовую отрасли вообще никак не повлияет, поскольку государственной программы разведки и открытия нефтяных и газовых месторождений не существует.

«Все геологоразведочные работы на нефть и газ реально ведут только нефтяные и газовые компании. Они открывают новые месторождения. Эти месторождения потом передаются в разработку этим же компаниям по праву первооткрывателя. Если государство и ведет какие-то геологоразведочные работы, связанные с нефтью и газом, то это исключительно региональные исследования, которые направлены на решение глобальных задач, и к открытию конкретного месторождения никакого отношения не имеют», — уточнил эксперт «Актуальным комментариям».

Проблемы государственной геологоразведки

Вместе с тем, по словам Танкаева, у государства есть две очень большие проблемы, связанные с нефтяной и газовой геологией.

«Первая проблема связана с Восточной Сибирью. Инвестиционный климат в Восточной Сибири абсолютно не соответствует условиям работы в этом регионе. На самом деле, цена открытия одной тонны запасов в 4 раза выше той цены, которую можно получить за эту тонну на аукционе. Поэтому частные компании там вообще не ведут разведку нефтяных и газовых месторождений. Однако в этом регионе выявлено порядка 2 тысяч структур перспективных на нефть и газ, и на этой базе можно было бы открывать от 30 до 50 месторождений в год, но практически не открывается ничего», — сообщил эксперт. «В общем, ситуация аховая, и государству, и господину Донскому нужно было бы все-таки как-то об этом подумать и попытаться что-то сделать в этом направлении», — заявил Рустам Танкаев.

По его словам, второй серьезной проблемой является то, что сильно затормозились геологоразведочные работы на шельфе, и России необходимо ускоренными темпами вводить учебные и научно-производственные кластеры (такие, как Мурманский кластер и дальневосточный «Звезда») для того, чтобы создавать собственные коллективы, работающие в арктической зоне, а также производить современное оборудование для работы на шельфе.

«Это делается, но делается не слишком интенсивно по понятной причине — цены на нефть низкие, и, соответственно, возможности финансирования такого рода мегапроектов у государства нет», — заметил эксперт.

Дмитрий Журавлев также считает, что Арктика без геологоразведки долго не протянет: «Это очень сложный регион. Поиск и разработка месторождений идет очень долго. Если сейчас не заниматься разведкой, имеющиеся месторождения быстро закончатся».

Будут ли компании сокращать свою геологоразведку?

По мнению Рустама Танкаева, скорее всего, будут, потому что сейчас условия для продажи открытых месторождений плохие, цены на нефть очень низкие. «До тех пор, пока цены не начнут расти, по всей видимости, разведка будет вестись очень вяло. Кроме того, как известно, газовые месторождения в России не разведывает вообще никто. Из-за избыточных запасов «голубого топлива» они никому не нужны, у нас куча месторождений не введена в разработку, лицензии на них тоже не переданы, поэтому речь идет о поиске только нефтяных месторождений. Газовые запасы открывают попутно, я бы сказал, случайно», — рассказал эксперт.

Дмитрий Журавлев предположил, что наибольшее сокращение геологоразведочных работ будет у относительно небольших компаний. «Чем больше компания, тем больше она сможет затратить на то, что не несет прибыли сегодня. У нее объемы накопленных капиталов тоже больше, и продержится она дольше, как известно, «пока толстый сохнет, худой сдохнет». Вот «худые» все будут сворачивать эти работы, а «толстые» не все», — отметил директор Института региональных проблем.

Автор: Екатерина Дейнего

http://actualcomment.ru/geologorazvedku-reshili-sokratit.html