Почему объявлена война пэт-таре
22.08.2015На осеннее рассмотрение Госдумы внесен законопроект о полном запрете пластиковых бутылок для алкогольных и слабоалкогольных напитков независимо от объема тары. Предполагается, что запрет будет вводиться постепенно, а в 2025 году начнет действовать окончательно. Если это произойдет, экономика регионов пострадает уже сейчас.
Здоровье и кошелек против
Всего год назад Госдума приняла в первом чтении последовательный запрет продажи алкоголя крепостью 4% и менее в полимерной потребительской таре объемом более 500 мл с 1 января 2016 года. Второе чтение было намечено на ближайшую осень. Притом что все опросы и исследования доказывают: причина алкоголизма в России кроется отнюдь не в ПЭТ-таре, которая, кстати, является экологически чистым и современным вариантом упаковки.
По замыслу авторов законопроекта ограничения коснутся прежде всего продажи пива в пластиковых бутылках. Несмотря на то, что именно в ПЭТ-упаковке, наиболее доступной и удобной для транспортировки, в России продается около 50% этого напитка.
При этом никаких ограничений на другие упаковки — бутылки и алюминиевые банки — вводить не планируется. Не будут ограничивать и потребление крепкого алкоголя.
Напрашивается вывод: отказываясь от дешевой упаковки, государство подталкивает вверх цены на слабый алкоголь и при этом надеется, что это сдержит потребление. Что по меньшей мере странно — ведь опасные для здоровья суррогаты и самогон никто не отменял.
Все это напоминает бездумную кампанию «сухого закона» раннего Горбачева, когда вырубались виноградники с ценными сортами и закрывались винодельческие хозяйства, а люди травились брагой подвального розлива.
Как пострадают регионы
Сейчас же речь идет о том, чтобы поставить под удар более сотни предприятий практически во всех регионах страны, производящие и перерабатывающие ПЭТ. В случае запрета пластиковой упаковки для пива загруженность их производственных мощностей существенно сократится, а это уже удар по налоговым поступлениям в региональные бюджеты. Что это означает в условиях кризиса на рынке труда, объяснять не нужно.
С другой стороны — сотни частных пивоварен, представляющих малый и средний бизнес, просто не переживут перехода на более дорогую упаковку.
Еще один нюанс. В России реализуется Концепция госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 года. Этот документ предполагает постепенную смену ориентиров от более крепкого алкоголя к менее крепкому, от опасных суррогатов — к сертифицируемой продукции. Как в эту концепцию вписываются новые инициативы по борьбе с отдельными видами упаковки, расставляющие совсем иные приоритеты, остается загадкой.
Давайте посчитаем
Между тем весьма показательны результаты анализа, проведенного Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара: усиление норм регулирования в отношении пива, вопреки ожиданиям, не позволило улучшить показатели здоровья населения. Так, наиболее существенное снижение последствий злоупотребления алкоголем наблюдалось с 2003 по 2007 гг., когда потребление крепкого алкоголя снижалось, а потребление пива росло. Именно тогда сформировалась тенденция замещения крепкого алкоголя пивом. При этом в период с 2010 по 2013 гг., когда нормы регулирования в отношении пива ужесточились (ограничение рекламы, места и времени продажи и так далее), произошли обратные изменения и вновь началось замещение пива крепким алкоголем.
Кому выгодно
Спешка, в которой принимаются ограничения на использование ПЭТ-упаковки, наталкивает на определенные мысли. Особенно если учесть, что параллельно разворачивается дорогостоящая «разъяснительная» кампания: баннеры с надписью «Запретим пластиковую бутылку — спасем Россию!» уже появлялись на сайтах деловых СМИ и на билбордах на Рублевском шоссе. Есть ли среди жителей Рублевки ценители ПЭТ, вопрос риторический. А тем временем ФАС уже вынесла предупреждение в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны предприятий стекольной промышленности, зафиксировавших в протоколе заседания «Стеклосоюза» намерение ограничить использование ПЭТ.
Думается, если лоббирование законопроектов, запрещающих экономичную упаковку, делается в целях недобросовестной конкуренции, то это должно стать предметом интереса правоохранительных органов, а вовсе не Госдумы.
Дмитрий Журавлев,
генеральный директор Института региональных проблем
http://sobesednik.ru/obshchestvo/20150821-pochemu-obyavlena-voyna-pet-tare