Сколько волка ни корми, всех лосей заповедника на него не спишешь
23.07.2015Киеву не удастся добиться списания долгового бремени. Год назад это было бы еще возможно. Но за прошедшие месяцы украинское руководство успело изрядно надоесть своим западным спонсорам. И дефолт страны становится неизбежным.
Автор Дмитрий Геер
Украина готовится к дефолту. То, что он фактически неизбежен, сегодня уже понимают все. Остается только понять — когда? Но даже после этого вряд ли экономику страны ждет хоть какой-то рост, не говоря уже о подъеме. Народ же устал ждать худшего и пытается выживать в условиях, когда власть занимается решением своих личных проблем.
Жить в таком состоянии, когда денег почти нет, Украина научилась уже давно. Однако то, что удавалось предыдущему правительству, оказалось не по силам правительству нынешнему. В результате уроки прошлого так и остались в прошлом, заключает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Украина уже находилась в состоянии технического дефолта еще при Януковиче. Особенно это ударило по образованию. Правительство Януковича прилагало все усилия, чтобы постоянный денежный разрыв не превратился в дефолт. Вроде бы им это даже удавалось, все финансировалось «с колес». Украинская экономика — принципиально плохо выживаемая. В ней есть всего две отрасли — металлургия и сельское хозяйство, по которым во всем мире перепроизводство. Поэтому Украине всегда было тяжело. Азарову удавалось балансировать на этой грани. Все платилось «с колес», но оно платилось. При этом пополнялся золотовалютный запас, он не уменьшался. Поэтому Яресько и говорит, что это не страшно: вот было же — и никто не умер».
Возможно, что такая уверенность базируется на вере в западных партнеров. Но и они готовы поддерживать Украину только пока она выполняет свою единственную функцию, подчеркивает политолог Михаил Синицын:
«Я не уверен, что состоится дефолт, я думаю, что найдутся механизмы, чтобы его оттянуть до тех пор, пока Украина будет в состоянии выполнять функцию угрозы против России. А как только эта функция Украины будет не нужна, там будет и дефолт, и любые другие «прелести», которые сегодня применяются мировым сообществом в отношении несостоявшихся государств, в том числе и официальное международное управление. Но пока я не вижу политических причин, по которым был бы объявлен дефолт. Экономические — все понятно, а с политической точки зрения пока есть сомнения на эту тему».
Свою роль может сыграть и фактор Греции. Получить самые настоящие руины в стране, где не утихает самая настоящая гражданская война, Европа пока не готова. Именно поэтому она и будет предпринимать самые разные и далеко не самые честные методы, чтобы убеждать себя и других в экономическом благосостоянии Украины, заключает политолог Михаил Синицын:
«С точки зрения политической целесообразности, конечно, Запад сделает все, чтобы этот дефолт не допустить. Они могут переписать правила игры, они могут нарисовать какие-то липовые показатели, которые иллюстрировали бы, что все там в порядке, можно не объявлять дефолт. Конечно, Украина живет в состоянии дефолта уже давно. Это никак не мешает западным кредиторам «вбухивать» туда энное количество денег. Поэтому дефолт возможен. Но есть политические, известные нам всем обстоятельства, которые будут препятствовать объявлению дефолта. Потому что после него мы получим не только руины с точки зрения промышленности, но и с точки зрения экономического состояния страны, потому что восстанавливать эту форму экономического существования Украины уже теперь точно ни у кого желания не будет. Потому что из дефолта вытягивать страну не будет просто средств физических — они с Грецией не могут разобраться».
Однако есть и другой вариант развития событий, когда долги никто списывать не будет, а они просто примут другую форму. Говорит Дмитрий Журавлев:
«Дефолт с точки зрения украинского правительства — это же не отказ, никто ж страну не потащит в яму долговую сидеть. Это ситуация, при которой все будут вынуждены списать Украине долги — украинское руководство это так воспринимает: мы просто спишем. Вы заявили, что у нас дефолт — это ваша проблема. Долги списываются, и Украина начинает жить с чистого листа счастливая и веселая.
Может, год назад это бы и случилось. Но сейчас это вряд ли случится: за год украинское руководство успело надоесть своим западным спонсорам. Если год назад такой сценарий для политических целей осуществился бы, то сейчас он не осуществится. Речь идет об изменении формы долговых обязательств на более долгосрочные, но зато более объемные».
В итоге самой важной работой нынешних украинских властей становится успокаивание населения, которое с каждым днем все сильнее устает жить без будущего. А если народ в какой-то момент устанет успокаиваться, реакция его будет не очень приятна властям, заключает президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров:
«Нынешние власти Украины будут пытаться «успокоить» население, говоря, что дефолт — это не страшно, это просто название такое. Зная напряженности в украинском обществе, можно предположить, что если произойдет дефолт, то вполне возможна новая революция. Те олигархи, которые находятся сейчас у власти, будут физически уничтожаться. А не просто дворцовые перевороты. Поэтому они сейчас будут делать все, чтобы постараться успокоить народ, чтобы перенаправить энергию в другие русла, чтобы отвлечь внимание от социальных проблем на военные, на внешнего врага.
С моей точки зрения, это просто подготовка общественного мнения к той катастрофе, которая ждет Украину. Ни в одной стране мира дефолт не сопровождался резким улучшением ситуации либо какими-то нейтральными процессами. Всегда дефолт — ухудшение жизни простого населения. Это потеря вкладов, это шоковая терапия, это рост цен, это безработица, это фактически гуманитарная катастрофа».
Но и здесь у киевского режима есть шанс выстоять. Как отмечают многие аналитики, нынешние власти прекрасно «зачистили поляну» и сделали все, чтобы здесь еще долгие годы не появилось никаких ярких личностей.