Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Россия ждет инвестиций от банка БРИКС уже в конце 2015 года

22.07.2015

В Шанхае сегодня начал работу Банк Развития БРИКС, на девять месяцев раньше, чем планировалось. Средства банка пойдут на инфраструктурные и транспортные проекты, в том числе и в России

Во вторник, 21 июля в Шанхае состоялась церемония открытия Банка развития БРИКС с участием президента банка Кундапура Вамана Каматха и министра финансов Китая Лоу Цзивэя. Банк сосредоточится на финансировании инфраструктурных и транспортных проектах в странах-участниках организации. В числе первых проектов, в которые сложит средства новый Банк, называют объекты транспортной инфраструктуры нового Шелкового пути из Китая в Европу. Не исключено, что банк развития станет одним из якорных инвесторов при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, а также поучаствует в инвестиционных проектах таких компаний, как Роснефть.

Свою работу Банк развития начинает на 9 месяцев раньше, чем планировалось изначально. Напомним, в июле 2014 года по итогам саммита в бразильском городе Форталеза страны БРИКС подписали соглашение, по которому банк должен был начать работу в апреле 2016 года. Но за прошедшие месяцы процесс создания банка резко ускорился. На последнем саммите БРИКС состоялась встреча министров финансов стран-участниц, на которой были согласованы все ключевые моменты, необходимые для начала работы банка. Был избран президент Банка — им стал представитель индийской стороны; утверждена трехуровневая система корпоративного управления — совет управляющих, совет директоров и президент. Был избран президент Банка — им стал представитель индийской стороны; первым председателем совета директоров должен стать представитель Бразилии; председателем совета управляющих — представитель России. Им был назначен глава российского Минфина Антон Силуанов.

Как заявил по итогам саммита министр экономики Улюкаев, Банк развития начнет финансировать инвестиционные проекты в 1-м квартале 2016 года. По мнению Силуанова, инвестиционная деятельность начнется уже в конце текущего года. Оплаченный уставной капитал Банка при этом должен составить $10 млрд, из которых $2 млрд вносит Россия. Впоследствии он может быть увеличен еще на $40 млрд. С учетом привлеченного капитала возможности Банка развития по финансированию инвестпроектов на первое время составят $100 млрд, что ставит новый банк в один ряд с такими крупными международными инвестиционными институтами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др. На церемонии открытия банка министр финансов КНР Лоу Цзивэй отметил, что его создание удачно дополнит существующую глобальную финансовую систему. «Банк возьмет на себя часть ответственности за поддержку строительства инфраструктуры в развивающихся странах», — заявил министр.

Проекты для Банка

Как заявил ранее Улюкаев, российская сторона уже подготовила портфель проектов, которые могут быть рассмотрены инвесткомитетом Банка в качестве первоочередных. Силуанов уточнил, что на деньги Банка развития БРИКС, в принципе, могут претендовать все те проекты, которые сегодня просят финансирования их Фонда национального благосостояния, в том числе проекты таких компаний, как Роснефть.

Кроме этого, по словам министра, банк БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) могут стать концессионерами по финансированию инвестпроектов в рамках «Шелкового пути». Проект нового Шелкового пути предусматривает реализацию проектов строительства сети железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов, электро- и информационных сетей, развитие морских торговых путей, которые должны связать страны Центральной, Западной и Южной Азии с Грецией, Россией и Оманом, чтобы создать мост из Китая в Европу и Африку.

В России крупнейший на сегодняшний момент транспортный проект, который может претендовать на деньги банка БРИКС, это ВСМ Москва-Казань с возможностью ее продления до Екатеринбурга и Пекина. Его стоимость составит более 1 трлн рублей, рассматриваются варианты финансирования стройки за счет средств ФНБ, китайских и российских банков, а также средств российского бюджета и РЖД.

Помимо этого, Банк развития может поучаствовать в концессионных проектах по строительству платных автодорог и объектов дорожной инфраструктуры в России. У России сформирован большой портфель таких проектов, реализация которых приостановлена только лишь из-за недостатка финансирования — отдельные пусковые комплексы ЦКАД, трассы Москва-Санкт-Петербург, платные участки дороги M -1 «Беларусь» и М-7 в обход Балашихи и Ногинска.

В числе интересных Банку автодорожных проектов на территории России эксперты называют автомагистраль Западный Китай — Западная Европа с выходом на Казань и Санкт-Петербург. «В казахстанской части — это уже практически сформированный маршрут, построена современная дорога, реконструированы таможенные терминалы, — заявил Gudok . ru Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем. — В принципе, в развитии этого маршрута — в том чтобы подвозить китайские товары в Европу через нашу территорию — заинтересована и Россия».

http://www.gudok.ru/economy/?ID=1286637