Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Опередивший время

08.07.2015

Патриарху постсоветской интеграции исполнилось 75 лет

6 июля — юбилей президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, одного из самых активных постсоветских политиков. Идеи Нурсултана Абишевича устремлены в будущее, а его энтузиазм позволяет осуществлять, казалось бы, фантастические проекты.

О своем главном проекте — Евразийском экономическом союзе — Назарбаев впервые заговорил в 1994 году, ровно через 20 лет был подписан договор об образовании ЕАЭС. С 2015 года Евразийский союз — экономическая и политическая реальность, а Казахстан — один из главных его «локомотивов».

Рывок в будущее 6 июля 1940 года на горном джайляу в простой семье Абиша Назарбай-улы родился тот, кому спустя 50 лет предстояло не просто возглавить Казахстан — тогда одну из экономически отсталых республик бывшего СССР, но и совершить вместе с ним беспрецедентный рывок. Кто-то по аналогии с быстрорастущими экономиками Юго-Восточной Азии — «азиатскими тиграми» — называет Казахстан «центральноазиатским барсом», но еще более удачный образ — экономический оазис Центральной Азии. Посреди политических катастроф, трагических междоусобиц и экономических цунами последних двадцати с лишним лет Казахстан остается островом стабильности и благополучия. Во многом благодаря политическому таланту Назарбаева, его умению отделять зерна от плевел, быть выше обстоятельств, искать и находить порой единственно правильное решение.

Спустя годы в своей книге «Эпицентр мира» Назарбаев напишет: «Каждый человек живет наиболее яркими воспоминаниями своего детства — опытом первых лет жизни, накладывающим глубокий отпечаток на формирование и все последующие проявления его личности… Мир посылает сигналы, знамения и ориентиры». Наиболее важные сигналы и ориентиры Назарбаев получил в 1989 году, когда начал руководить республикой после неудачной попытки ЦК КПСС назначить управлять казахским народом «московского наместника» Геннадия Колбина.

За четверть века руководства Назарбаева страной эти принципы — суверенитет, территориальная целостность и национальная идентичность казахов на фоне тесного сотрудничества с Россией — остались незыблемыми. Сегодня Казахстан Назарбаева движется к достижению уровня наиболее развитых стран мира. Все усилия президента четко ориентированы на высокие темпы развития, которые могут обеспечить новые прорывы в экономике.

75 лет — это дата, когда можно и нужно подводить итоги. Тем более когда достижения значительны и однозначны. А как иначе оценить, например, закрытие ядерного полигона в Семипалатинске и одновременно получение гарантий безопасности страны от клуба ядерных держав. Эта линия на безъядерный мир спустя годы нашла продолжение — именно Нурсултан Назарбаев стал успешным посредником в переговорном процессе по ядерной программе Ирана, и именно на переговорах в Астане был достигнут значительный прогресс по решению этой крайне опасной и болезненной проблемы.

Сначала экономика, потом политика Наиболее яркие инициативы президента Казахстана связаны с интеграционными процессами. Отстаивая позиции своего независимого государства, Нурсултан Назарбаев при этом является настоящим генератором интеграционных идей на постсоветском пространстве.

Как считает сам казахстанский лидер, «сегодня созданы все условия для интеграционного проекта качественно нового уровня». Назарбаев говорит, что в сознании людей уже сформирован «бренд евразийства» и этот бренд должен «подкрепляться экономически». Именно на прагматической экономической составляющей ЕАЭС всегда делал акцент президент Казахстана. Его лозунг и для своей страны, и для ЕА ЭС — сначала экономика, а затем политика. Астана последовательно его отстаивает.

ЕАЭС — далеко не единственная успешная международная инициатива президента Казахстана. Еще в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нурсултан Назарбаев призвал созвать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), куда вошли Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, ОАЭ, Иордания.

В том же году казахстанский лидер инициировал создание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ее членами стали Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан. Далее были ЕврАзЭС, Таможенный союз, обусловившие переход к Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Энергично и бескомпромиссно отстаивая принципы рыночной экономики, считая их незаменимым фундаментом эффективного сотрудничества, Назарбаев одновременно последовательно закрепляет приоритеты социальной ответственности государства и общества. Может быть, поэтому, в отличие от большинства стран СНГ, Казахстан не подвержен сильной турбулентности? В феврале 2015 года Назарбаев опубликовал программу реформ из пяти ключевых пунктов: формирование современного и профессионального госаппарата, обеспечение верховенства закона и гарантий прав собственности, индустриализация и рост, основанный на диверсификации, достижение национального единства, транспарентное и подотчетное государство.

По отдельности эти пункты уже не раз звучали, но теперь они впервые объединены в национальной стратегии. Цель ясна: создание конкурентного государства, все менее зависимого от сырьевого экспорта и все более зависимого от экономической активности населения и разумного внутреннего порядка.

Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркивал, что развитие не только Казахстана, но и всего ЕАЭС сопряжено с реализацией масштабных инициатив. В этом смысле его стратегия гармонично вписывается в концепцию проекта «Экономического пояса Великого шелкового пути». Казахстан демонстрирует отсутствие местечкового мышления, глобальный стратегический взгляд, понимание взаимосвязи и взаимозависимости своего успеха с успехом ближайших партнеров и соседей, среди которых казахстанский лидер особенно выделяет Россию, считая, что именно в связке с ней Казахстан способен добиться максимальных успехов, ровно так же, как Россия в связке с Казахстаном.

Личность на фоне истории Роль личности в истории — актуальный и давно дискутируемый сюжет. Как, например, сегодняшний Сингапур напрямую ассоциируется с автором сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю, так и Казахстан — с личностью его первого президента Нурсултана Назарбаева, на протяжении последних 24 лет являющегося лицом страны в восприятии всего мирового сообщества.

Назарбаева нередко сравнивают и с Мустафой Кемалем Ататюрком. Оба лидера обращались в своей деятельности к практике переноса столиц, что и в том, и в другом случае ознаменовало переход к новому этапу развития государства. Оба положили начало формированию нового класса государственных управленцев. В Казахстане им постепенно становятся «болашаковцы» — выпускники программы «Болашак», дающей молодым казахстанцам возможность обучения в лучших мировых университетах. Но если Мустафа Кемаль Ататюрк опирался в своих действиях на национализм и патриотизм, то реформы Нурсултана Назарбаева полностью соотносятся с казахстанской моделью межэтнической и межконфессиональной толерантности и идеей сплочения казахстанского общества через модель общегражданского патриотизма.

Среди других великих людей, с которыми сравнивают Назарбаева — Шарль де Голль, Дэн Сяопин и даже Петр Первый. Все эти исторические параллели лишь подтверждают огромный вклад президента Казахстана в развитие его страны и того, что мы сегодня называем общим евразийским пространством.

Одним из элементов позитивного восприятия образа Нурсултана Назарбаева как в самом Казахстане, так и за рубежом является соединение в его фигуре качеств мудрого казахского хана-правителя (по аналогии с Абылай-ханом, сохранившим единство казахской земли в XVIII веке) и представлений о сильном демократическом лидере европейского склада. Поэтому лидерский тип, с которым чаще всего ассоциируется президент Казахстана за рубежом, — это руководитель, который делает ставку на следование лучшим мировым практикам, опираясь на национальную специфику и сильную исполнительную вертикаль.

Преодоление политического кризиса 1993-1995 гг., болезненные рыночные реформы, перенос столицы в Астану, борьба с мировым кризисом в 1998 году, а затем в 2007-2009 гг. — эти не всегда популярные меры требовали от Нурсултана Назарбаева глубокого понимания ситуации, решительности и даже жест-кости.

Нурсултана Абишевича хорошо знают и любят в России. Много лет он настойчиво проводит мысль о том, что вместе развиваться легче и эффективнее, чем поодиночке. Мысль простая и понятная, но почему-то многими неусвоенная и в девяностые, и в двухтысячные. Время лечит, и сегодня идея евразийской экономической интеграции уже стала повседневной практикой. Есть и еще один важный для нас аспект — в отличие от большинства лидеров постсоветских стран, Назарбаев не устает говорить о важности русского языка в образовании, науке, бизнесе, межкультурном и межцивилизационном диалоге. В Казахстане продолжают считать русскую культуру великой и находить в ней источник творческого развития.

Персонификация казахстанского пути развития в лице его первого президента — объективная неизбежность. И дело не только в острой политической интуиции Нурсултана Назарбаева, его прагматизме, решительности и склонности к точному прогнозированию. Назарбаев как будто впитал в себя чистоту заснеженных вершин, глубину горных озер, широту бескрайних казахских степей, высокий полет благородного беркута, мудрость щедро прогретой солнцем земли. В неповторимом сочетании всех этих компонентов кроются и секрет политического долголетия Назарбаева, и причина успеха современного Казахстана.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем