Министерством образования получены предельно объективные данные об уровне знаний учащихся
27.06.2015Выпускники российских школ завершили сдачу Единого государственного экзамена за 2015 год. Минобрнауки России и Рособрнадзор сейчас подводят его предварительные итоги. О том, как прошли экзамены в этом году, есть ли заметные отличия от прошлогодней ситуации, и можно ли говорить о новых тенденциях в сдаче экзамена, мы попросили рассказать Директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева.
— Дмитрий Анатольевич, как вы оцениваете итоги ЕГЭ-2015?
— В первую очередь, хотелось бы отметить, что в этом году Единый государственный экзамен проводился уже в пятнадцатый раз. И за эти годы он «прошел путь» от эксперимента в нескольких регионах страны до привычного инструмента оценки знаний выпускников. Те, кто сдавал ЕГЭ в первые годы его существования, давно окончили вузы и успешно работают.
В этом году основная волна Единого государственного экзамена проходила с 25 мая по 15 июня, до 25 июня были организованы резервные дни для тех ребят, которые не смогли сдавать экзамены по уважительным причинам вместе со всеми остальными или не справились с экзаменом с первого раза. Таким образом, сейчас пока что правомерно вести речь о предварительных результатах основной волны, но, уверен, они вполне показательны.
Общий вывод — в этом году нарушений выявлено меньше, чем в прошлом, а в прошлом, как мы помним, ЕГЭ впервые прошел без серьезных нарушений. Рособрнадзор уже заявил, что количество нарушений и аннулированных работ на первых экзаменах основной волны ЕГЭ-2015 сократилось в 2,5 раза. Фактически, удалось преодолеть негативную ситуацию, связанную с утечкой контрольно-измерительных материалов (КИМ) и готовых решений в интернет. Одновременно вырос средний балл ЕГЭ по целому ряду предметов — по обязательным — русскому языку и математике, а также по физике, химии, литературе, обществознанию, что также можно отнести к позитивным моментам.
— Благодаря чему удалось достичь таких результатов?
— Прогресс очевиден как в части организации самой процедуры сдачи экзаменов, так и в части уровня подготовки выпускников. Это результат проводимого Минобрнауки России и Рособрнадзором жёсткого курса на максимально объективное проведение и оценку ЕГЭ, работы с педагогическим сообществом, активного взаимодействия с родителями выпускников.
Хотя ситуацию в целом удалось переломить, но успокаиваться рано. Формирование ответственного подхода всех участников процесса (не только учеников, но и учителей, директоров, родителей, органов надзора) – процесс очень длительный. Особенно в ряде регионов, которые в этом плане считаются наиболее проблемными, и с которыми сейчас ведется целенаправленная работа. Помогая школьнику списать, закрывая глаза на нарушения, искусственно завышая оценку тем или иным способом, взрослые (педагоги, наблюдатели) тем самым открывают дорогу к высшему образованию менее подготовленным абитуриентам, которые будут в дальнейшем менее квалифицированными специалистами и будут снижать общий уровень подготовки в вузе, где будут учиться.
Но, хочется заметить, что сами выпускники стали более серьезно и ответственно готовиться к экзаменам, меньше стало желающих рискнуть, ведь если выпускник «завалит» оба обязательных предмета, пересдать их он сможет только в следующем учебном году.
— Как вы оцениваете разделение экзамена по математике на базовый и профильный варианты?
— В соответствии с Концепцией развития математического образования с 2015 года экзамен по математике разделен на два уровня — профильный, соответствующий по уровню сложности ЕГЭ 2014 года, и более простой — базовый. Я позитивно отношусь к подобному изменению хотя бы по той причине, что уже на этапе подготовки к экзамену ученик нервничает меньше — он может заранее оценить свои силы и выстроить приоритеты выбора одного из двух вариантов. Если говорить более серьезно — два уровня экзамена — это не просто легкий и сложный варианты, это, скорее, два разных экзамена. Базовый экзамен — это тот уровень математики, который пригодится каждому выпускнику школы в обычной жизни, профильный уровень — для тех, у кого математика будет составной частью профессиональной жизни.
Как результат этого новшества: средний тестовый балл на ЕГЭ по математике профильного уровня в 2015 году повысился более чем на 3 балла и составил 49,56. Логично, что и минимальный балл по математике для поступления в вузы в этом году был повышен. Это значит, что обучаться профессиям, непосредственно связанным с математикой, будут более подготовленные абитуриенты.
Хотелось бы оценить и другую новацию — в этом учебном году в декабре 2014 выпускники впервые писали сочинение, и, возможно, более внимательное отношение к произведениям, включенным в курс литературы, сыграло свою роль в повышении среднего балла по этому предмету. Так что возврат к практике написания сочинения можно считать удачно проведенным экспериментом.
— Мы видим, как из года в год корректируются правила сдачи экзамена, все ли идет на пользу?
ЕГЭ — это достаточно сложный и тонкий инструмент мониторинга качества образования, оценки знаний будущих абитуриентов, он требует постоянной настройки и калибровки, с учетом меняющихся социальных и экономических условий. Сейчас стране как воздух нужны качественные технари, инженеры. Пример с модификацией экзамена по математике — из этой области.
В этом году, например, был также впервые введен устный компонент экзамена по иностранному языку. Эта часть добровольная, она сдается в отдельный день и напрямую влияет на получение максимальной оценки. Только успешная сдача обоих частей ЕГЭ по иностранному языку дает возможность получить 100 баллов (максимальные баллы за письменную часть — 80, за устную — 20). По-моему, это достаточно логичное изменение — ведь знание иностранного языка подразумевает возможность на нем объясняться.
Минобрнауки обещает, что радикальных изменений в ЕГЭ не будет, а любые идеи и новшества, повышающие объективность и прозрачность оценки учебных достижений выпускников можно только приветствовать.
— Каких новаций стоит ожидать в ближайшее время?
В августе 2015 года, с учетом результатов ЕГЭ-2015, будет принято решение о повышении минимальных пороговых баллов для поступления в вуз со следующего года (напомню, что такое поручение дал Президент РФ Владимир Путин по итогам съезда Российского союза ректоров). При этом для разных специальностей минимальные баллы будут разными.
Интересными, но требующим тщательной проработки профессиональным сообществом, представляется озвученные министром образования и науки Дмитрием Ливановым идеи внедрения устной компоненты в экзамен по истории и литературе, постепенного исключения заданий с выбором ответа (тестовой части), а также предоставления возможности участникам сдавать ЕГЭ в течение года для снижения стрессовой нагрузки.
Мы все прекрасно понимаем, что система проведения ЕГЭ может меняться с учетом объективных обстоятельств, но главное, чтобы все эти изменения не нарушали основного принципа — единого и понятного подхода к оценке знаний школьников на территории всей страны.
Информцентр мониторинга ФЦПРО