Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Регионы идут к дефолту

19.06.2015

Во многих регионах суммы внутреннего госдолга достигли критической черты. Но для того, чтобы переломить ситуацию, нужны глубокие реформы, проводить которые федеральный центр совершенно не готов. Однако реструктурировать платежи, замещать заимствования нельзя до бесконечности. По данным Минфина, в начале 2013 года долг субъектов РФ составлял около 1,3 трлн. рублей, но в феврале 2015-го — вырос до без малого 2,2 трлн.

Катастрофическое нарастание задолженности вызвало к жизни давние надежды на списание. Однако Министр финансов Антон Силуанов идею не поддерживает. На недавнем обсуждении проблемы в Госдуме он отметил, что спиши одном и другие платить перестанут, кроме того, он напомнил депутатам, что бюджетные кредиты, которые регионы должны погашать в этом году, будут полностью отсрочены на три года.

Главное, по мнению чиновника, контроль местных властей за долгом, недопущение роста новых заимствований. Однако как уберечь регионы от новых долгов, министр так и не объяснил. Понятно, что проблему региональных долгов можно решить только комплексно. Так считает научный руководитель РЭУ им. Плеханова Сергей Валентей, который дал комментарии «Свободной прессе».

Уже в прошлом году госдолг у 47 субъектов РФ превышал половину доходов, основная причина — в майских указах, профинансировать которые регионам поручили из своих бюджетов. Кроме того, у субъектов и без этого есть немало необеспеченных мандатов в виде переданных обязанностей, но без денег. Кончено, вряд ли кто из должников воспринимает всерьез возможность введения внешнего управления, прописанную в Бюджетном кодексе. За десятилетие существования эта норма ни разу не применялась, механизм ее реализации не разрабатывался.

Но причина еще и в том, что межбюджетные отношения в стране построены таким образом, что регионам невыгодно развивать свою экономику, потому что часть его доходов будет передана менее успешным коллегам в виде бюджетных дотаций. Сергей Валентей из РАНХи ГС считает, что нужна концепция пространственного развития экономики России. Определившись с целями и задачами этого развития, нужно будет найти механизмы его реализации. Но ничего этого пока нет, а потому и появляются скоропалительные идеи списать долги. Но понятно, что списание не решит проблему, что едва аннулированные долги будут нарастать вновь.

Что же нужно менять? Директор Института региональных проблем Дмитрий Жураев уверен, что корень — в системе сбора налогов. Их сначала собирают на местах, потом отправляют в Москву, откуда часть сборов возвращается в виде трансфертов. Причем доноры получают трансферты ниже, чем дотационные территории. К тому же в Москву уходят легкособираемые налоги, а самые трудные остаются на местах.

Чтобы сломать долговую практику, нужно оставлять на местах больше средств, но в тоже время нужно ввести ответственность вплоть до уголовной за нецелевое расходование. А автоматическое списание долгов усилит финансовую безответственность губернаторов. Они и сейчас живут по принципу: кредиты беру я, а отдавать будет следующий губернатор.

Избежать долгов имеют шанс сырьевые регионы, так как налог на недра распределяется в равных долях между федеральным центром, регионом и местными бюджетами. Второй путь — постоянно увеличивать инвестиции в свой регион. В качестве ярких примеров Дмитрий Жураев приводит Тульскую, Калужскую, Тверскую, Ульяновскую области, подчеркивая, что наиболее эффективно развиваются несырьевые регионы, хотя при нынешних условиях — санкции, дорогие кредиты — расширять производство стало очень сложно. В Ульяновской области к началу 2000-х долг был равен восьми годовым бюджетам региона, но она сумела рассчитаться к 2010-му, так как сумела привлечь инвесторов, открыть новые производства, сборочные цеха иностранных компаний.

Полина Королева

http://kremlnews.ru/articles.html?p2_articleid=5238