Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Вежливый список

08.06.2015

В: И вот ведь какая вещь: лидеры «семерки» твердо намерены обсуждать антироссийские санкции. Более того, глава Европейского совета Туск уже заявил, что обсуждать будут только в смысле усиления санкций. Поддержал Туска и британский премьер Кэмерон. При этом все ясно отдают себе отчет, что санкции не работают. Это признали уже даже американцы. Американский министр обороны Эштон Картер заявил, что санкции не способны изменить курс России. Пентагон уже предложил изменить форму давления, например, увеличить число военных учений НАТО в Европе и отправлять больше инструкторов в страны Балтии. Страны Балтии, конечно, будут только счастливы. Они как раз из тех, про кого говорит в интервью Путин, изображающие из себя будущую жертву. Прифронтовые страны, которым за это Запад должен постоянно помогать. Сам же Запад неожиданно осознал, что любое действие имеет свою цену. И если введенное год назад российское продуктовое эмбарго ударило в основном по фермерам и бизнесу, то наш ответный черный список лиц, которым запрещен въезд в Россию, дотянулся до тех, кто, собственно, и спровоцировал антироссийскую истерию, — до политиков. Итог — волна возмущения и вопросов: как Россия посмела? О законах физики в большой политике — Вера Щирова.

КОР: Скандал начал разгораться после того, как в московском аэропорту Шереметьево депутата Бундестага Карлу-Георгу Велльману отказали во въезде в Россию. Велльман до сих пор не понимает, за что, ведь он всего лишь настаивает на том, что это Россия виновата в разжигании войны на Украине. И все. И какие тут могут быть претензии?

КАРЛ-ГЕОРГ ВЕЛЛЬМАН (ДЕПУТАТ БУНДЕСТАГА): Никаких объяснений я не получил. Я получил формуляр на английском языке, в котором ручкой была сделана короткая запись, что мне запрещен въезд в Россию до ноября 2019 года, а также предупреждение о наказании в случае нарушения показания. Немецкое посольство будет настаивать на публикации санкционного списка, хотя бы на уровне ведомств.

КОР: Вообще-то о существовании этого списка Брюсселю было известно давно. Ответные меры Россия приняла сразу же после того как Евросоюз присоединился к американским санкциям.

СЕРГЕЙ ЛАВРОВ (МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ): Поскольку мы не хотели брать дурной пример с Евросоюза и устраивать такую, знаете, громкую кампанию с оглашением этих имен, как сделал Брюссель. Попросили Европейскую комиссию оповестить тех функционеров парламентских, политических, общественных из стран ЕС, которые планируют посещать Российскую Федерацию, оповестить их о том, чтобы перед поездкой они бы интересовались в нашем консульском учреждении в соответствующей стране, могут ли они пользоваться имеющимися у них проездными документами. Вот, собственно, и все. Я уж не знаю, насколько добросовестно Европейская комиссия выполнила эту просьбу, но никаких претензий по поводу вот той договоренности, которой уже почти год скоро будет, она, Европейская комиссия, не высказывала.

КОР: И ведь Евросоюз действительно лукавит, потому что опубликованный список удивил не всех. Вот, например, бывший посол Болгарии в России, в отличие от Брюсселя, почему-то о списках был предупрежден.

ИЛИЯН ВАСИЛЕВ (ПОСОЛ БОЛГАРИИ В РОССИИ /2000-2004 ГГ./): Я был проинформирован о существовании списка людей, которых Россия не хотела видеть на своей территории. Мне об этом рассказал друг из Европейской комиссии.

КОР: Но почему же Евросоюз только теперь вдруг устроил разборки с предъявлением претензий? Или в России летний отпуск планировали провести все русофобы и их товарищи из списка? А может быть, в ЕС просто не хотели верить в то, что Москва осмелится, как говорят дипломаты, применить принцип взаимности? Но не исключено, что в ЕС просто выжидали удобное или нужное время для скандала.

СЕРГЕЙ ЛАВРОВ (МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ): Мы передали этот список по просьбе Евросоюза на конфиденциальной основе, и он немедленно стал предметом утечки в прессу, а Евросоюз, который обычно утечки не комментирует, с радостью его прокомментировал, так что я здесь тоже усматриваю, знаете, некоторые такие нарушения этических норм.

КОР: Но об этических нормах на этой неделе в ЕС вообще не вспоминали. И, несмотря на то, что стоп-списки буквально за считанные часы из дипломатической почты каким-то образом утекли на сайт финской телекомпании — это никого не возмутило. Никто не стал искать хакеров, поднимать вопросы о прослушке и прочих шпионских штучках. Вся Европа активно комментировала список, причем обсуждали не персоналии. Больше всего возмутил сам факт существования списков.

САНДРА КАЛНИЕТЕ (МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЛАТВИИ /2002-2004 ГГ./): Это еще одно проявление абсолютно нецивилизованной практики.

МАРГОТ ВАЛЬСТРЁМ (МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ШВЕЦИИ): Российский перечень лиц — это ответ на аналогичный список Евросоюза с одной лишь разницей: у Евросоюза для этого есть веские основания, а у России никаких оснований нет.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ (цитата): «Для этого списка нет совершенно никаких оправданий. Российские власти не предоставили никаких юридических оснований для такого списка и для внесения в него данных имен. Если Россия полагает, что такие действия приведут к изменению позиции ЕС по санкциям, то она не права».

КОР: …заявление британского МИДа.

Подобным заявлениям удивились и ответ дали не только в Москве. О двойных стандартах Европы теперь говорят уже и сами европейские политики.

ВИЛЬФРИД ШАРНАГЛЬ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПАРТИИ ХСС) (цитата): «Запад любит ссылаться на международное право, когда ему это выгодно. Запад возмущается, когда в Россию не пускают депутата, но при этом сам не пускает к себе большое число депутатов».

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Вильфрид Шарнагль — представитель Христианско-социального союза.

ДМИТРИЙ ЖУРАВЛЕВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ): Они ведь живут по принципу «а нас-то за что?». Мы ведь можем всех наказывать, мы же эталон. А все остальные должны слушаться и учиться, они же нас учат, воспитывают. Спасают, значит, несчастных папуасов от их папуасской сущности, да, поэтому психологически они, конечно, страшно расстроены и рассержены. Папуасы решили тоже их пересчитать.

КОР: Но ярче всех свое возмущение продемонстрировал Мартин Шульц, глава Европарламента. Он единолично и единогласно, за что, кстати, его уже осудили коллеги, принял решение в прямом смысле хлопнуть дверью перед российскими депутатами. Шульц запретил свободный проход в Европарламент всем сотрудникам постпредства, за исключением постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова и еще одного депутата на его выбор. Остальные же теперь должны заказывать разовый пропуск, будто ходят в парламент не на работу, а на экскурсию. Только вот не понятно, а это, с точки зрения европейского сообщества, юридически обосновано, и разве это не мешает устанавливать контакты между Россией и Европой?

АЛЕКСЕЙ МУХИН (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ): Европарламент это очень своеобразная организация. Это не сформированный политический институт, он только формируется, поэтому можно реагировать на действия, которые он производит, а можно не реагировать — никаких последствий это иметь не будет. Это живая непосредственная реакция Европарламента, которая выдает в нем, в общем, детскость, потому что никаких серьезных последствий, конечно, этот не допуск не повлечет.

КОР: Кстати, как и положено при общении с обиженными детьми, Владимир Чижов первым пошел на контакт и уже объявил, что работу с Европарламентом прерывать не будет. А с пятницы на встречу с Эльмаром Броком, председателем Комитета парламента по международным делам, заявил, что российский стоп-лист может быть и пересмотрен, если, конечно, Евросоюз пересмотрит свой список. Впрочем, ожидать конструктивной реакции от ЕС, наверное, не стоит просто потому, что, по мнению Евросоюза, последнее слово всегда должно быть за ним. И не важно, что такая позиция подрывает доверие к Евросоюзу даже у его же членов.

Вера Щирова, Юлия Степина. Кирилл Леглер. «В центре событий».

ТВ Центр # В центре событий, Москва, 7 июня 2015