Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Санкционный список

03.06.2015

В: Запретительный список для Евросоюза. Почти ста европейцам закрыт въезд в Россию. Тем, кто поддержал госпереворот на Украине, в результате которого русские стали подвергаться гонениям и дискриминация. Такое пояснение сделал Сергей Лавров. Напомню, в персональном санкционном списке Европы 150 россиян. И принцип взаимности — один из основных в международных отношениях — здесь соблюден. Но европейские политики тут же заговорили о неэтичности этого шага, о его неправомерности. Видимо, в их понимании, этические нормы для России сильно отличаются от тех, которые должны действовать в отношении ЕС. Позиции выслушал Александр Огородников.

КОР: Европейская дипломатия негодует: оказывается, Россия тоже завела санкционный список, куда попали чиновники и депутаты ЕС. Впрочем, недоумение, высказываемое в Брюсселе, не более чем лукавство, об ответных мерах Кремля было известно ровно с того момента, как Евросоюз присоединился к американским санкциям.

СЕРГЕЙ ЛАВРОВ (МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ): Мы не хотели брать дурной пример с Евросоюза и устраивать такую, знаете, громкую кампанию с оглашением этих имен, как сделал Брюссель. Мы просто передали нашим партнерам в Европейском союзе информацию о том, что у нас тоже есть санкционный список. Что мы, именно для того, чтобы не раздувать скандал, не будем предавать его гласности, но… и не будем передавать его в Брюссель.

КОР: Но скандал все равно случился, а раздувать его начали именно на Западе. В конце прошлой неделе отказ во въезде в Россию получил депутат Бундестага Карл-Георг Вельман. Узнал он об этом уже по факту прилета в аэропорту Шереметьево, хотя Москва не раз предупреждала о необходимости проверять свой статус в российском консульстве. В итоге ЕС попросил огласить весь список. Пожалуйста. В российский черный список попали представители 17 стран, 89 человек, все те, кто самым активным образом поддерживал госпереворот на Украине. Теперь дипведомства Евросоюза требуют от Москвы разъяснений.

СЕРГЕЙ ЛАВРОВ (МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ): Нас обвиняют в том, что мы составили список лиц, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию произвольно, без каких-либо на то оснований, тогда как со стороны ЕС были соблюдены все приличия, потому что каждый включенный в запретный список Евросоюза россиянин этого заслужил. Знаете, это, ну, не знаю, как-то не очень ловко объяснять абсурдность и нелепость подобной логики.

КОР: Логики, которая не укладывается в понятие международного права. Россия неоднократно заявляла, что списки, составленные без одобрения Совбеза ООН, ведут в никуда. Но логики, которая вполне свойственна западному мировоззрению.

ДМИТРИЙ ЖУРАВЛЁВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ): Они ведь живут по принципу «А нас-то за что?», да? Мы-то можем всех наказывать, мы же — эталон, а все остальные должны слушаться и учиться. Они же нас учат, воспитывают, спасают, значит, несчастных папуасов от их папуаской сущности, да? Поэтому психологически они, конечно, страшно расстроены и рассержены. Папуасы тоже решили их пересчитать.

КОР: В Европе постепенно приходит осознание: попытка наказать Россию провалилась. Зависимость Москвы от Брюсселя оказалась слишком переоцененной. Санкционные издержки ЕС уже обернулись потерей 21 миллиарда евро, и это только прямые убытки. О том, что в глобальном мире современная Европа не может существовать в изоляции от России, действующим политикам напоминают их предшественники. Исключение Москвы из диалога в форме G8 экс-канцлер Германии Гельмут Шмидт, стоявший у истоков современного мироустройства, считает ошибкой.

BFM.RU (цитата): «Саммит «Большой семерки», который состоится в июне в баварском замке Эльмау, не имеет смысла, поскольку в нем не примет участие Президент России Владимир Путин».

КОР: Бывший президент Франции и основатель клуба G Валери Жискар д’Эстен напоминает: формат создавался для решения экономических, а не политических проблем. И без участия России проблем станет только больше.

Александр Огородников, Юлия Степина, Кирилл Леглер, Владимир Хуртин. «ТВ Центр».