Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Правительство увеличило финансирование дошкольного образования

12.05.2015

Правительством принято решение об увеличении финансирования программы модернизации региональных систем дошкольного образования.

Созданных за последние два года 788 тыс. новых мест в детских садах недостаточно, поэтому правительством принято решение об увеличении финансирования программы модернизации региональных систем дошкольного образования. В 2015 году на эти цели выделено 30 млрд руб. – на 20 млрд больше, чем планировалось. Об этом в интервью газете «Аргументы и Факты» (№19, 2015) рассказала Первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

Наталья Владимировна, сколько детей сегодня не могут пойти в детский сад из-за нехватки мест?

– Пока в очереди находится 280 тыс. детей от 3 до 7 лет и около 500 тыс. малышей до 3 лет. И хотя за последние два года было создано 788 тыс. новых мест, этого всё равно недостаточно. Поэтому правительство приняло решение, несмотря на кризис, увеличить финансирование дошкольного образования. Ещё минимум 12 млрд руб. выделят регионы.

– Что изменится в самих детских садах?

– В прошлом году вступил в силу новый стандарт дошкольного образования. Сегодня многие детские психологи и физиологи отмечают, что период раннего развития ребёнка от 1 до 7 лет самый важный для подготовки к будущей взрослой жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, основные ценности, базовые принципы, формируются навыки здорового образа жизни. К сожалению, в последние годы появилась достаточно ярко выраженная тенденция, когда детишек в детском саду пытаются научить читать, считать, писать. Исследования российских учёных говорят, что раннее обучение письму и чтению бесполезно, а иногда и просто вредно. Мозг ребёнка ещё не готов к этому.

Главная задача детского сада — сохранить и укрепить здоровье ребёнка, скорректировать нарушения развития, которые могли возникнуть, например, после неудачных родов. И самое важное — подготовить к обучению в школе: научить общаться и выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь распределять своё время, принимать решения и нести за них ответственность.

– Получается нестыковка. Учителя хотят, чтобы ребёнок пришёл в 1-й класс, как минимум зная буквы, а лучше умея читать и писать. А сад этому учить не будет. Как быть?

– Учитель не вправе требовать от ребёнка, поступающего в 1-й класс, умения читать и писать. Это задача начальной школы, именно она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах.

– Родители жалуются, что в этом году подскочила плата за детсад и по-прежнему приходится сдавать деньги на охрану, игрушки, канцтовары, выходить на субботники…

– Всё это нарушение закона. По данным последнего мониторинга (проводятся ежемесячно), средняя родительская плата за детский сад составляет 1445 руб. Закон чётко определяет, какие виды расходов могут включаться в эту сумму. Родители вправе по закону потребовать, чтобы руководство детсада представило документ, где написано, из чего складывается плата. Более того, эти данные должны быть на сайте садика. Если вам отказывают или объяснение не удовлетворяет, можно обратиться в территориальный орган Рособрнадзора.

Некоторые сады начинают хитрить и предлагать родителям дополнительные образовательные услуги и требовать за это деньги. Это тоже незаконно. Все дополнительные занятия являются исключительно добровольными. Они не могут проводиться взамен тех обязательных занятий с детьми, которые предусмотрены стандартом. Недопустимы и случаи, когда в соседних муниципалитетах размер платы отличается. Даже разброс в 20% уже вызывает вопросы.

http://www.aif.ru/society/education/1503682