Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Ошибка Бжезинского

06.04.2015

Россия и Казахстан обменялись опытом предотвращения межэтнических конфликтов

Национальный вопрос, доставшийся России и странам постсоветского пространства в наследство от бывшего СССР, остается одним из наиболее сложных. Полиэтническое государство, коим являлся Советский Союз, несмотря на прогрессивные декларации, скорее загоняло проблемы вглубь, откладывая действительно долгосрочное решение национального вопроса. Как если бы лечение зубной боли состояло бы исключительно в приеме болеутоляющего. Разрушительный процесс и в том, и в другом случае приводит к неутешительным последствиям. Неудивительно, что межнациональные проблемы остро дали о себе знать сразу же, как только центр стал терять силу — столкновения на этнической почве произошли в Узбекистане, Грузии, Киргизии, Молдавии, Нагорном Карабахе. То тут, то там возникали проблемы в российских регионах.

Национальный вопрос не потерял остроту и сейчас, достаточно вспомнить события на Манежной площади или конфликт в Кондопоге. В многонациональной России в период социальных преобразований и нестабильной экономики всплеск национальных чувств в определенной степени закономерен. Особенно сложными остаются регионы Кавказа и Поволжья. Сегодня опасность представляет потенциальная локальная межнациональная конфликтность и ее возможное расширение. Объявление о создании Федерального агентства по делам национальностей показывает уровень внимания российских властей к вопросам межэтнических отношений.

Между тем, являясь многонациональным государством, Россия нуждается в обобщенных знаниях разнообразных этнических картин мира, способов организации жизнедеятельности и типов взаимоотношений, диалоге и обмене опытом с другими странами. Примером такого экспертного  диалога стал состоявшийся в начале апреля в Москве круглый стол «Межэтнические отношения на постсоветском пространстве: опыт России и Казахстана» с участием экспертов двух стран.

Председатель совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова предложила для эффективного решения проблем в полной мере использовать механизмы государственных и общественных структур для экспертной проработки и реализации государственной национальной политики и предоставить региональным властям больше полномочий для непосредственной работы на местах. По словам Смирновой, каждый этнос, проживающий в России, имеет право и возможность сохранения и развития родного языка, культуры и традиций, но вопросы гармоничного существования представителей различных национальностей, этносов, и языков нуждаются в постоянном изучении.

Смирнова предлагает использовать возможности совместного экспертного обсуждения проблем с представителями других стран, в частности, Казахстана, где накоплен большой опыт в вопросах межэтнической стабильности. Более того, отметила она, как «старшая по рождению» Ассамблея народа Казахстана (АНК) является примером для своей российской «сестры». По ее мнению, тот факт, что АНК возглавляет президент страны Нурсултан Назарбаев, говорит о ее серьезной роли в казахстанском обществе.

Заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Анатолий Башмаков подчеркнул, что Нурсултан Назарбаев всегда уделял повышенное внимание вопросам гармонизации межнациональных отношений в стране. Президент «делает особый акцент на значении государствообразующего казахского этноса, который должен сегодня формировать казахстанское общество, при этом, не допуская ни малейшего ущемления представителей любой другой культуры», — отметил Башмаков.

По мнению директора Аналитического центра МГИМО Андрея Казанцева, Казахстан совершил успешную попытку создания гражданской, а не этнической идентификации нации. В начале 90-х годов Збигнев Бжезинский, некоторые другие западные эксперты сомневались в прочности межэтнического согласия в Казахстане, однако ошиблись в своем скептицизме. По словам Казанцева, достигнутое в стране согласие является результатом целенаправленной государственной политики. «При этом состояние гражданского мира в обществе постоянно коррелировалось с усилиями государства по экономическому развитию», — отметил эксперт.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, национальная проблема – это всегда в исходной точке проблема бедности и бесперспективности. По его мнению, «национальная карта» традиционно разыгрывается заинтересованными силами в качестве главного дестабилизирующего козыря там, где люди недовольны условиями жизни. В наши дни мы имеем массу подтверждений того, что в основе жестких межэтнических противостояний лежит социальный фактор неравенства, считает Журавлев. При этом, отметил эксперт, на примере Казахстана, где проживает более 130  этносов, очевидно, что проблема межнационального и межконфессионального согласия не просто решаема, но решаема успешно для всех заинтересованных сторон.

По словам представителя казахстанского Института стратегических исследований при Президенте Казахстана Мадины Нургалиевой, за благоприятным межэтническим и межконфессиональным климатом в Казахстане стоит ответственная и эффективная госполитика. «В истории Казахстана были напряженные моменты. Справляться с ними удавалось в первую очередь благодаря тому, что у главы государства и народа всегда была установка на то, что внутриполитическая стабильность и межэтническое согласие — это ключевые столпы, на которые следует опираться», — сказала она. И это подтверждается социологическими данными: в Казахстане чувствует себя комфортно 88,7% опрошенных из разных этнических групп, 61,8% опрошенных оценивают межэтнические отношения в своем регионе как дружественные, еще 28,9% – как нейтральные. 75% опрошенных готовы вести с представителями других этносов совместный бизнес, более 90% – работать и учиться в одном коллективе, быть соседями и друзьями, 63% – вступать в межэтнические браки.

Эксперт напомнила, что Назарбаев в 2008 году инициировал разработку и принятие Доктрины национального единства. В 2009 году Ассамблея народа Казахстана (АНК) представила концепцию, в обсуждении которой участвовала вся страна. В результате дискуссий было предложено ввести в Казахстане трехязычие: казахский язык — государственный, русский — официальный, английский — язык международного общения.

Эксперт Международной тюркской академии Тимур Козырев  пояснил феномен казахстанской модели межэтнических отношений созданием особой культуры неконфликтного поведения, благодаря которой потенциально взрывоопасные вещи принципиально не выносятся в публичное пространство – ни на уровне руководства страны, тщательно взвещивающем все свои решения, ни на бытовом уровне, где вопрос национальной принадлежности не может стать ни источником поддержки, ни причиной осуждения.  «Скептиками порой высказывается мнение, что этот феномен существует по «инерции советского сознания», однако подобная оценка принципиально некорректна и несостоятельна: советское наследие является общим для всех стран СНГ, но, увы, таким иммунитетом обладают далеко не все постсоветские страны», — отметил он.

По словам Козырева, целью работы и государства, и экспертного сообщества должно в первую очередь стать не только и не столько урегулирование конфликтов, сколько консолидация общества и патриотическая идеологема, которые позволят уничтожать разрушительные ростки национализма уже в момент их появления. «Казахстан и Россия эту программу решают каждый по-своему. Казахстан позиционирует себя как «остров мира и стабильности», страна-медиатор, страна-миротворец, и это соответствует реальной действительности. У России – тренд на возвращение статуса великой державы, имеющей определяющий голос в мировых делах. Оба государства обращаются к истории, поскольку прежние идеологические символы себя дискредитировали», — сказал эксперт.

Директор Московского центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин видит причину межэтнической стабильности в Казахстане еще и в интеграционной политике Назарбаева, который «сделал евразийство практически государственной идеологией страны, объединив таким образом казахстанское общество». «Когда Назарбаев говорит, что мы все вместе в Казахстане строим Евразийский союз как экономически эффективное мультинациональное и мультикультурное объединение постсоветских стран, то установка на межэтнический мир и толерантность задается сама собой», — считает Зарифуллин. При этом все эксперты согласились, что достигнутые результаты в социально-экономической сфере, межнациональном согласии и межрелигиозном диалоге исключают возможность дестабилизации обстановки в Казахстане на фоне предстоящих 26 апреля президентских выборов в стране.

Член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко отметил, что в мире не существует стран, где полностью избавились от межэтнических проблем. Трудности были, есть и будут, просто к их преодолению нужно быть готовым. Он сравнил проблему межэтнических отношений с погодой, которая регулярно меняется, и вопрос сводится к умению и готовности использовать зонтик. Иными словами, тема межнационального согласия и предотвращения конфликтов на этнической почве должна быть предметом постоянного экспертного изучения, формирования осмысленной государственной политики и серьезного общественного контроля. Сегодня основы такого отношения в России уже заложены как созданием Федерального агентства, так и началом экспертной дискуссии и обмена опытом. Все это не может не радовать, ведь согласно изречению античности, «не бывает попутного ветра для того, кто не знает куда плыть».