Россия не спешит делать из Крыма здравницу и житницу
19.03.201518 марта 2014 года Россия аннексировала Крым. Поначалу основные вложения Москвы в его экономику шли на текущие расходы.
Менее чем за девять с половиной месяцев 2014 года российские власти потратили на Крым 125 миллиардов рублей. В этом году на развитие полуострова из бюджета будет выделено еще более 100 миллиардов, а всего с 2015 до 2020 года — более 658 миллиардов рублей. Основные расходы запланированы на инфраструктурные проекты. При этом, как говорят эксперты, специализирующиеся на анализе развития регионов, несмотря на существование федеральной целевой программы по Крыму, до сих пор не ясно, каковы приоритеты властей, какие отрасли экономики они хотели бы развивать и к какому результату прийти.
Расходы 2014-2020
По данным Минфина России, в 2014 году на развитие Крыма было потрачено почти 125 млрд рублей. Из них более 90 миллиардов рублей — на так называемую «бюджетную балансировку» (заплаты бюджетников, социальные выплаты, содержание учреждений, покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Крыма), еще почти 34 миллиарда составили целевые трансферты из федерального бюджета. В числе последних — затраты на обеспечение электроэнергией (почти 15 миллиардов), вложения в строительство автодорог (4,4 миллиарда), в обеспечение теплом и водой (около 3,7 миллиарда), в железные дороги (3,3 миллиарда), жилищно-коммунальное хозяйство (около 1,5 миллиарда) и прочее.
Иными словами, как заявила DW первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, «в основном, это было финансирование текущих выплат», которое оказалось довольно безболезненным для бюджета (общие расходы федерального бюджета России в 2014 году составили 14,8 триллиона рублей).
В этом году планируются еще менее существенные траты — 103,8 миллиарда (а всего, с учетом иных источников финансирования, Россия готова потратить на Крым в 2015 году 116,2 миллиарда рублей). Такие данные содержатся в федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». До этого срока, указывается в программе, предельная сумма расходов на Крым составит 681,2 миллиарда рублей (в том числе из федерального бюджета — 658,1 миллиарда).
Мост к материку
В последующие годы основные расходы России на Крым будут направлены на возведение и модернизацию инфраструктурных объектов. Один из важнейших проектов, обозначенных в ФЦП, — строительство транспортного перехода через Керченский пролив. На него до 2020 года планируется потратить более трети всех запланированных расходов на Крым — 247 миллиардов (в том числе 60 млрд в 2015 году).
От обеспечения связи с материковой частью России зависит не только снабжение Крыма, но и развитие в перспективе туристической отрасли, отмечают эксперты. «Одна из очевидных трудностей на курортном направлении — это транспорт. Самолет — вариант не для всех. Это дорого, а Крым в первую очередь привлекателен своим недорогим сегментом», — считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
По его словам, построить мост «реально при условии жесткого антикоррупционного контроля». «Сейчас все уперлось не в отсутствие технических возможностей или средств, а в то, что предлагается строить там, где шире, а не там, где уже, — говорит он. — Первый вариант, тем не менее, активно предлагается, и можно только догадываться, из каких соображений».
Множество вариантов
Что это за соображения, объясняет председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его словам, «в сегодняшней экономической модели России самое распространенное действие — грамотно обосновать свои затраты, получить из бюджета сумму и неторопливо ее осваивать, ни в чем себе не отказывая». По выражению эксперта, эта модель уже перекладывается на Крым, что видно по принципу расходования на него средств.
«Кроме мощных инфраструктурных проектов (из ФЦП. — Ред.), мне выделить нечего, — заявил Крупнов DW. — Что будет представлять Крым в 2020 году, не ясно. Сколько и в какой отрасли будет работать людей, что они будут создавать? Такой конкретики я не вижу, а она необходима, чтобы представлять будущее региона».
Оксана Дмитриева отмечает, что наиболее важными на сегодня проектами в регионе являются снабжение электроэнергией и газом. На эти цели в ФЦП предусмотрены расходы свыше 70 миллиардов рублей до 2020 года. Дмитрий Журавлев добавляет важность инженерного и водного снабжения — это еще 65,7 миллиарда.
При этом и Журавлев, и Дмитриева отмечают, что крайне важны выбираемые для каждого конкретного проекта решения. «Все зависит от того, насколько эффективные инженерно-экономические решения будут приниматься. В зависимости от выбранного — финансирование может отличаться в разы», — признала Оксана Дмитриева, добавив, что суммы, указанные в ФЦП могут еще поменяться.
Крым не донор, хотя мог бы им быть
По словам Дмитриевой, Крым едва ли станет в обозримом будущем регионом-донором для России. Всего в стране таковых 11 из 85. При этом, если посмотреть на бюджеты регионов-реципиентов, бюджеты Крыма и Севастополя окажутся не самыми зависимыми от федеральных вливаний: Ингушетия и Чечня опережают их по степени зависимости от федерального бюджета.
Беспокойства по этому поводу у законодателей нет. «В российском бюджете были и есть гораздо менее эффективные траты, чем крымские дотации. Например, несоизмеримо больше было потрачено на саммит АТЭС во Владивостоке, нерациональные инвестиции идут в уставные капиталы различных сомнительных структур или на финансирование госкорпорации «Роснано», которое фактически все ушло в спекулятивные сделки», — говорит Дмитриева.
По ее мнению, поддерживать Крым и другие регионы стоит хотя бы ради мультипликативного эффекта, который дает каждое вложение. «Новый объект — это новые рабочие места, новые заказы предприятиям», — объяснила она.
Интеграция как самоцель
Дмитрий Журавлев считает, что, наряду с развитием курортного направления, перспективной отраслью могло бы стать для Крыма сельское хозяйство: «Здесь открываются перспективы производства фруктов, чая, табака. Надо выращивать то, что будет легко транспортировать, что стоило бы достаточно дорого и было бы относительно эксклюзивно».
Впрочем, этого приоритета в ФЦП по развитию Крыма нет. «Там идет решение критических вопросов инфраструктурного значения. А на чем будет базироваться так называемое «общественное богатство», непонятно», — заключает Юрий Крупнов. Действительно, в качестве первой цели ФЦП указано «интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России». Экономическая самодостаточность и благополучие региона в числе задач программы не значатся.
Россия не спешит делать из Крыма здравницу и житницу
http://www.rutoday.com/politics/rossiya-ne-speshit-delat-iz-kryima-zdravnitsu-i-jitnitsu-204552