Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Бурение на шельфе Арктики и ямальские «воронки»

10.03.2015

Открытие месторождения «Победа» на шельфе Карского моря и организация исследовательских программ в Северном Ледовитом океане рассматриваются в качестве достижений «Роснефти» по итогам прошлого года. Но в этом году компания решила приостановить работу на арктическом шельфе, и единственным действующим проектом в Арктике остается «Приразломная», добыча на которой оценивается как модельная с точки зрения экологических стандартов. Новые кратеры на полуострове Ямал являются предметом гипотез ученых, которые связывают их появление с глобальным потеплением, угрожающим промышленной и социальной инфраструктуре Арктики.

На минувшей неделе в фокусе внимания федеральных СМИ оказалась следующие события арктической повестки:

публикация отчета об итогах деятельности «Роснефти» в 2014 году с указанием на открытие нового месторождения в Карском море, сообщение о намерении «Роснефти» перенести буровые работы на шельфе Арктики на 2016 год;

отработка подводными лодками Северного флота новых способов применения подводного оружия в Арктике;

обнаружение новых воронок неизвестного происхождения на полуострове Ямал: гипотезы ученых об их природе и степени угрозы для арктической инфраструктуры.

Одним из центральных событий недели стала публикация отчета «Роснефти» за предыдущий год, в освещении параметров которого в центральных СМИ один из акцентов был сделан на арктической программе госкомпании — открытие месторождения «Победа» в Карском море и организация научных экспедиций «Кара-зима-2014» и «Кара-лето-2014». В результате «Роснефть» позиционируется в качестве арктического первопроходца, компании, которая открывает стране колоссальные нефтегазовые запасы шельфа Арктики. При этом одновременно появилась информация, согласно которой в этом году «Роснефть» приостанавливает проведение геологоразведочных работ в Карском море и переносит их на следующий год. В официальных сообщениях объяснение причин переноса сроков геологоразведки отсутствует, но известно, что это результат выхода из проекта по разработке месторождений на Карском море партнера «Роснефти» — ExxonMobile, произошедшее в результате введения против госкомпании санкций. Подразумевается, что в 2016 году «Роснефть» возобновит разведочное бурение на Карском море, но нельзя исключать того, что «Победу» ждет судьба Штокмановского месторождения, разработка которого заморожена «Газпромом» на неопределенный срок.

Так, в 2014 году запасы газа выросли на 10% до 7,2 млрд. куб. м. В том числе это произошло за счет открытия месторождения «Победа» на шельфе Арктики, которое может стать базовым для создания крупного арктического центра производства сжиженного природного газа, а также путем приобретения лицензии на Минховское месторождение на полуострове Гыдан, который может в перспективе стать новым центром добычи газа в России При этом «Роснефть» удерживает лидерство в области исследований на Арктическом шельфе. Благодаря этому, обеспечена разработка собственных технологий в области освоения низкопроницаемых газовых залежей Турона, трудноизвлекаемых запасов «Баженовской свиты», повышения эффективности эксплуатации старых месторождений. В 2014 году компания подтвердила лидерство в области исследований на Арктическом шельфе. Программа экспедиций «Кара-зима-2014» и «Кара-лето-2014″ стали самыми крупными в истории изучения акватории северных морей. Реализация инновационных проектов обеспечила устойчивый прирост патентов на объекты интеллектуальной собственности компании (» Каждый пятый рубль в бюджете — от «Роснефти «», Комсомольская правда, 05.03.2015).

Сейчас там сосредоточатся на обработке тех данных, которые получили в прошлом году. Об этом агентство ТАСС сообщает со ссылкой на представителя нефтяной компании. Также «Роснефть» займется подготовкой к бурению уже в следующем, 2016-м году. Буровые работы на шельфе в Арктике критикуют представители экологических организаций. Там утверждают, что возможная авария при проведении таких работ угрожает экологической безопасности региона (» «Роснефть» не собирается проводить в этом году буровые работы на шельфе в Арктике «, Эхо Москвы, 4.03.2015).

Дружественные «Роснефти» аналитики развивают тезис о том, что необходимо продолжать освоение Арктики, так как это инвестиции в будущее, а разработка арктических ресурсов обеспечивает экономическое, технологическое и социальное развитие России. Между тем после приостановки «Роснефти» работ в Карском море в российской Арктике (не считая континентальной ее части) остался еще один действующий проект по добыче нефти на платформе «Приразломная» в Печорском море, о котором говорят в СМИ значительно меньше, чем об арктических проектах «Роснефти». При этом в публикациях, посвященных «Приразломной», приводится мысль о том, что проект является модельным с точки зрения обеспечения экологической безопасности в сложных арктических условиях, а потому разрабатываемые в США нормы безопасного бурения в Арктике могут, в том числе, руководствоваться российским опытом.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, с точки зрения коммерческой выгоды, нефтегазодобыча на шельфе Арктики принесет значительную выгоду, если рассматривать не сиюминутную, а стратегическую прибыль. «Другого локомотива развития арктических регионов, кроме развития нефтедобычи, просто нет. Никакие социальные инфраструктурные проекты, если они заведомо не загружены, не имеют заказчика в виде потребителя с платежеспособным спросом, не будут существовать. Так, нельзя, например, делать дорогу, а потом решать, кто по ней будет ездить. Региональные эксперты заявляли нам, что любая консервация в Арктике будет дороже продолжения работ. Хотя шельфовые разработки дороги, а денежные вопросы сейчас весьма остры, продолжать разрабатывать шельф необходимо, так как отказ от этих проектов обойдется дороже, чем их продолжение, приведет к утере будущей выгоды и больно ударит как по экономике, так и по регионам, а в конечном счете — по людям», — заявил Дмитрий Журавлев «Актуальным комментариям»(» Добыча в в Арктике — инвестиции в будущее «, Актуальные комментарии, 4.03.2015).

После неудачи Shell в Чукотском море Соединенные Штаты Америки взялись разрабатывать нормы, которые будут регулировать бурение в арктических водах. Россия на данный момент является единственной страной, добывающей нефть в Арктике. Могут ли экспертизы США и РФ в этой области обогатить друг друга? Действительно, такому своду правил, заточенному на безопасность и экологию во время бурения в Арктике, пока нет аналогов в мире. Возможно, когда он будет утвержден, крайне полезно будет его изучить на предмет применения некоторых его пунктов в российском сегменте Арктики. В особенности это касается разведывательного бурения, для минимизации рисков которого нужны самые современные технологии, которых в России, увы, пока нет. Однако Россия — единственная страна, которая не на словах, а на деле добывает нефть на высоких широтах, — в свою очередь, обладает практическим опытом в регуляции действий нефтегазовых гигантов в северном регионе. Примером этого служит платформа «Приразломная», которая и ведет добычу нефти в Арктике (» Безопасность Арктики под угрозой «, Трибуна, 5.03.2015).

Пресса по-прежнему уделяет большое внимание военному сегменту арктической повестки: на этот раз резонанс вызвали учения по отработке применения субмаринами подводного оружия в водах Арктики. Профильные сообщения носили типовой характер и представляли собой пересказ официального сообщения Министерства обороны без особых подробностей, при этом ранее неоднократно говорилось, что именно подводные лодки представляют наибольшую угрозу северным границам России. Между тем, по мнению военного эксперта Ю.Коваля, высказанном на страницах «Независимого военного обозрения», увеличение военного присутствия в Арктике мотивировано разногласиями между Россией, Канадой и Данией по вопросу раздела границ континентального шельфа, разрешение которого может пойти по «непредсказуемому сценарию». При этом за пределами рассуждений военных экспертов вероятность «непредсказуемых сценариев» при разделе границ континентального шельфа оценивается как нулевая, а официальные представители МИДа Дании заявляют об успешном сотрудничестве с Россией по Арктике, в том числе, в вопросе разграничительных линий в Северном Ледовитом океане.

Ни для кого не секрет, что подледное плавание и тем более боевое применение подлодок в арктических широтах — одна из самых сложных и рискованных задач, которая сегодня в мире под силу, пожалуй, только российским морякам. Поэтому, как сообщили в пресс-службе Северного флота, особое внимание было уделено применению торпед и ракетного вооружения для образования полыньи и всплытия подводной лодки в высокоширотных районах Арктики. Как заявил на сборах командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев, «уровень подготовки экипажей кораблей и обеспеченность сил флота морским оружием позволяют уверенно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки» (» Всплытие покажет «, Российская газета, 3.03.2015).

На этот раз в заявлении американского генерала отмечалось, что «с точки зрения безопасности поведение России в Арктике все больше вызывает тревогу». По его мнению, «расширение присутствия военных сил, строительство и восстановление баз, а также создание в Арктике военного округа для противостояния вымышленной угрозе их (российским. — В.К.) территориям, не оспариваемым международным сообществом, не совпадает с курсом и интересами других семи арктических стран». О том, что не все так безоблачно и бесспорно в Арктическом регионе, как это хочет представить американский военачальник, свидетельствует, например, тот факт, что Россия, Дания и Канада сегодня претендуют на расширение своего шельфа за счет подводного хребта Ломоносова, чья протяженность составляет 1800 км. И это лишь — одно из множественных территориальных арктических разногласий, разрешение которых в будущем может пойти по самым непредсказуемым сценариям (» Арктические тревоги американского генерала «, Независимое военное обозрение, 6.03.2015).

Москва и Копенгаген ведут успешное сотрудничество по проектам в Арктике, несмотря на несовпадение позиций России и Дании по международным вопросам, заявил в интервью Sputnik министр иностранных дел Дании Мартин Лидегор (Martin Lidegaard). «Все знают, что позиции ЕС и Дании как страны-члена союза и России относительно ситуации на Украине разные. И здесь у нас есть конфликт. Но, что касается Арктики, то, по моему убеждению, здесь нет никакого конфликта. На самом деле, мы ведем успешное сотрудничество с Россией в Арктике — смогли достичь соглашения и собираемся в будущем очертить ограничительные линии в Северном Ледовитом океане», — сказал министр (» Лидегор: Москва и Копенгаген ведут успешное сотрудничество в Арктике «, РИА Новости, 6.03.2015).

Новые кратеры неизвестного происхождения, обнаруженные на полуострове Ямал, стали предметом повышенного интереса прессы. Прежде всего СМИ интересуют два вопроса — в чем причина появления воронок и насколько велика их опасность для деятельности человека в регионе. Относительно природы происхождения воронок ученые предполагают, что это реакция вечной мерзлоты на изменение климата, в результате чего происходит выброс большого количества газа. Одновременно высказывается мысль о том, что широкое распространение этих воронок несет опасность для нефтяников и газовиков, для их инфраструктуры и поселений, при этом предотвратить выбросы газа не представляется возможным. В данной связи ученые говорит о том, что проблемы, связанные с потеплением в Арктике, где вся инфраструктура основана на вечной мерзлоте, более значительны, чем выгоды, которые может получить экономика от изменения климата в Заполярье.

— По нашей гипотезе, образование кратера — это реакция вечной мерзлоты на изменения климата. В мерзлоте содержится большое количество газа в глубинах приблизительно от 20 до 130 метров. На сегодняшний день у нас нет четких поисковых признаков, мы не знаем, где это может произойти в следующий раз. Потенциально подобный выброс может произойти в любой точке криолитозоны. Поселков вахтовиков и метеостанций на Ямале мало, но они есть. Кроме того, есть транспортная инфраструктура. На Бованенково идет железная дорога, существует аэропорт. А от месторождения тянется нитка магистрального газопровода, который проходит в нескольких километрах от этого кратера. Если выброс произойдет под газопроводом, это принесет большой материальный ущерб. А если рванет под поселком, то могут быть жертвы (» На Ямале ждут взрыва двух новых кратеров? «, Комсомольская правда, 3.03.205).

На основе анализа космических снимков и другой доступной информации профессор Богоявленский считает, что возникновение подобных воронок в условиях севера — распространенное явление, которое может нести опасность для нефтяников и газовиков, и обнаружение аналогичных кратеров в будущем — вопрос времени. Однако все они достаточно быстро превращаются в озера, распознать природу происхождения которых будет непросто. Потребуются специальные экспедиционные исследования (» Родины черные дыры «, Газета.ру, 4.03.2015).

— Сегодняшнее состояние климата «практически уникально», говорит доктор Хантемиров. И для мира таких аналогий нет, поэтому трудно сказать глобальная это закономерность или нет. И если похолодание выявлено везде, то в 20 веке была выявлена оптимума голоцена. И даже выше того. И это показано не везде, но по России нам это удалось исследовать. В той же Скандинавии потепление не так выражено, как в нашей Западной Сибири. Но оно есть. По словам доктора наук из Екатеринбурга, преимуществ при «усилении» глобального потепления будет гораздо меньше, чем отрицательных моментов. Ведь у нас вся инфраструктура топливная расположена в зоне вечной мерзлоты и занимает всю территорию России с тем расчетом, что мерзлота будет вечно. Хотя на самом деле все уже начинает сейчас плыть. Пока конечно не в таких масштабах. Но здания рушатся, дороги расплываются, трубопроводы сползают (» Инфраструктура России построена с тем, что мерзлота будет вечно, но все плывет уже сейчас «, Московский комсомолец, 3.03.3015).

http://www.arctic-info.ru/FederalMonitoringMedia/10-03-2015/byrenie-na-sel_fe-arktiki-i-amal_skie—voronki—monitoring-federal_nih-smi—2-7-marta