Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Отдаст ли Россия контроль над стратегическими месторождениями нефти Китаю?

02.03.2015

В пятницу, 27 февраля, на Красноярском экономическом форуме вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что государство готово рассмотреть заявки китайских компаний на получение контроля на стратегических месторождениях нефти и газа. Как следует расценивать это заявление?

Выступая на экономическом форуме в Красноярске, вице-премьер Аркадий Дворкович уточнил, что заявки от китайских партнеров пока не поступали. «В том числе потому, что наши китайские друзья понимают, что комфортнее работать в партнерстве 50 на 50 или 51 на 49», – пояснил вице-премьер. На сегодняшний день российское законодательство разрешает иностранцам приобретать без согласования долю не более 10% акций в стратегических месторождениях.

В то же время Минприроды, по данным газеты «Коммерсант», внесло в правительство предложение разрешить иностранцам покупку до 25% в стратегических месторождениях без согласований с правительством, а долю до 49% получать по решению правительственной комиссии. Но Дворкович дал понять: китайские инвесторы могут претендовать и на контрольный пакет – 51% акций, правда, за исключением шельфовых проектов, куда они приглашаются в качестве миноритарных акционеров. «И я политических препятствий на данный момент не вижу», – заявил Дворкович

Известно, что китайская CNPC уже договорилась с «Роснефтью» о покупке 10% ЗАО «Ванкорнефть», владеющего лицензией на разработку Ванкорского месторождения. Еще 10% может быть продано индийской ONGC. Также ВР намерена купить у «Роснефти» 20% «Таас-Юрях нефтегазодобычи», покупку доли в которой рассматривала CNPC, но так и не смогла договориться с «Роснефтью» о приемлемой цене.

Как следует расценивать заявление Дворковича и предложение Минприроды? Действительно ли российские нефтегазовые компании настолько нуждаются в инвестициях, что государство готово уступить контроль над стратегическими месторождениями китайским партнерам? Или это скорее политический сигнал Западу о том, что у России есть альтернатива в виде Китая и что западные компании из-за санкций проигрывают российский рынок?
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»: Начну с того, что стратегические месторождения у нас все распределены и пока нет новых, куда могут быть допущены иностранные инвесторы. Во-вторых, нет и не может быть никаких сомнений в том, что и в существующих месторождениях и в новых, если таковые появятся, ведущую роль все равно будут играть российские компании. В-третьих, не стоит воспринимать это предложение, как свидетельство отсутствия у российских компаний источников инвестиций. Это не так. У них есть и собственные средства, и российские банки могут организовать финансирование, и государство может оказать поддержку в разных формах этим проектам. Наконец, они могут привлечь заемные средства за рубежом, например, тех же индийских и китайских банков, а также банков из других государств, которые не вводили санкции против РФ.

Если это предложение будет одобрено, и документ принят, то, теоретически, можно ожидать обращения индийских и китайских компаний с подобными предложениями, но вряд ли это случится сразу, скорее всего, процесс вхождения может занять несколько лет. Во-первых, потому, что им надо будет договариваться с российскими компаниями, которые уже владеют лицензиями на разработку месторождений нефти и газа в стране, а согласование позиций сторон вряд ли будет быстрым. Во-вторых, потребуется решить массу других организационных, юридических и финансовых вопросов, чтобы иностранные компании смогли начать работу в России. В-третьих, учитывая важность всей нефтегазовой индустрии для страны, не исключено, что все же не все месторождения будут предложены иностранным инвесторам, ведь это вопрос национальной безопасности страны все же и быстро такие вопросы не могут быть решены, нужно обсудить все последствия такого шага.

Что касается добычи нефти в России в ближайшие год-два, то в первую очередь, все будет зависеть от ситуации в экономике, причем не только в российской, но и в мировой, ведь, как известно, экспорт нефти составляет значимую долю от общего объема добытой в стране нефти. Если ситуация в экономике все же начнет выправляться, то, вполне можно ожидать увеличения потребления нефтепродуктов, а значит, и увеличения добычи нефти в стране. Ведь из нефти получают десятки тысяч самых разных продуктов, без которых не могут существовать ни все другие отрасли, ни жители нашей планеты, а значит, их надо производить: топливо и масла, пластмассы и волокна и т.д., и т.п. Так что совсем добыча нефти в нашей стране не прекратится, не станет нулевой, ведь от нее зависит слишком многое и многие. С другой стороны, снижение добычи возможно, не по экономическим причинам, а по геологическим. Как известно, запасы легкодобываемого «черного золота» сокращаются, что, теоретически, может уменьшить добычу. Кроме того, добыча нефти продвигается в труднодоступные регионы с очень непростыми климатическими и геологическими условиями, что затрудняет создание необходимой инфраструктуры и может сказаться на темпах освоения этих месторождений и объемах добываемой нефти. Однако стоит принять во внимание, что постепенно увеличивается добыча вязкой и сверхвязкой нефти, активизируются работы по добыче нефти в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на шельфе, то есть происходит своего рода замещение одних источников нефти другими. Поэтому не исключено, что если в ближайшие год-два снижение объемов добычи нефти в стране и будет фиксироваться, оно не будет значительными, и это не скажется значительно ни на отечественной промышленности, ни на бюджете, ни на наших гражданах. Добыча нефти в России в 2015 году будет зависеть от состояния мировой и российской экономики, спроса на нее и уровня цен. Согласно прогнозу Минэнерго РФ, в 2014 году может быть добыто 525,3 млн тонн, в 2015-2016 годах добыча должна стабилизироваться на уровне 525 млн тонн, а увеличиться она должна в 2017 году до 526 млн тонн. Такой прогноз вполне реалистичен, и возможно, что показатели добычи нефти в 2015 году в стране будут близки к прогнозным значениям Минэнерго РФ.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Не думаю, что возможность приобретения 25% акционерного пула является уступкой контроля над стратегическими месторождениями. Скорее это возможность заручиться поддержкой действительно стоящего партнерства со стороны Китая. Кроме того, учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, международное финансирование со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является прекрасной прагматичной возможностью замахнуться на большую экспансию российского энергетического рынка, ведь теперь эту задачу будут решать, в том числе и за счет средств Поднебесной. Напомню, что заключенный несколько месяцев назад исторический 30-летний контракт «Газпрома» и китайской CNPC на поставку 38 млрд кубометров газа в год стал настоящим прорывом в стратегическом сотрудничестве с Китаем. Текущий объем потребления того же газа в АТР составляет 700 млрд кубометров в год, поэтому российским экспортерам есть куда расти. Учитывая сказанное, полагаю, что совместная собственность сможет выступить дополнительным драйвером для развития топливно-энергетического сектора России, а освоение новых месторождений Западной и Восточной Сибири позволит нарастить поставки в АТР. Если еще и правительство примет решение о снижение экспортных пошлин для независимых производителей в этих регионах, то экономический эффект от дополнительных поставок углеводородов в объеме 30 млрд кубометров может превысить 1 млрд долларов.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Думается, что это (заявление Дворковича) скорее сигнал, но не только политический и не только Западу. Это сигнал о том, что несмотря ни на какие санкции Россия обладает ликвидными активами, владением которыми может заинтересоваться крупный капитал. Это сигнал собственному бизнесу, что для паники нет оснований. Разрабатывать (месторождения Западной и Восточной Сибири) мы можем и сами, даже в условиях санкций. Но компаниям привлечение средств нужно не только для этого. Компания, обладающая большим капиталом, всегда более устойчива, а значит, в конечном счете, более успешна.

Потребность в разведке и пополнении запасов действительно существует. Но, на наш взгляд, мы способны с этим справиться сами. Привлечение иностранного капитала необходимо не для увеличения добычи, а для того чтобы новые инвесторы защищая себя, тем самым защищали нас, то есть для того чтобы укрепить стабильность наших нефтяных компаний, в конечном счете, нефтяной отрасли. И чем крупнее пакет акций, тем сильнее заинтересованность инвесторов, а значит и защита. С точки зрения компаний – все правильно.

Но, похоже, есть и другая причина. Недаром о возможности продажи объявила не нефтяная компания, а представители правительства. Продажи крупных пакетов продолжатся, пока у наших экономических министров сохраняется неуверенность в собственных силах. Но причина этой неуверенности не в слабости нашей экономики (никакой особой слабости экономика не проявила), а в американском стиле мышления наших министров, для которых прибыль является единственным мерилом экономики. Падает прибыль – экономика больна нужно продавать, обменивать реальные ценности на зеленые бумажки. Когда в этой логике живут компании, задача которых приносить прибыль – это нормально, когда в этой логике живет правительство – это опасно.

02.03.2015, Редакция «Капитала Страны»