Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Союз нерушимый… Евразийский

01.03.2015

То, что новое интеграционное объединение при всех его сегодняшних недостатках, связанных с периодом становления, с имеющимися пока противоречиями между странами-участницами, не бутафория, а очень перспективный и жизнеспособный проект глобального масштаба, лучше всего свидетельствует неравнодушная реакция наших заклятых «партнеров».

Например, еще в конце 2012 года возглавлявшая тогда Госдепартамент США Хиллари Клинтон заявила: «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона. Но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом или чем-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить это».

Фантомы прошлого, когда стремление объединившихся стран к эффективному и взаимовыгодному экономическому сотрудничеству переводят исключительно в плоскость политических козней и объявляют попыткой реанимации советской империи под флагом интеграции, витают не только в голове экс-главы американского Госдепа. Особенно усердствуют некоторые восточноевропейские эксперты. Чего стоит подготовленный одной литовской исследовательской организацией доклад с красноречивым названием «Евразийский союз: вызов для Евросоюза и государств «Восточного партнерства»». Выводы экспертов подобны пистолетным выстрелам: под эгидой России идет насильственная и неравноправная интеграция; Евразийский экономический союз — нелиберальный проект нелиберальных режимов по упрощению торгового режима между собой. Договорились даже до того, что предшественник ЕАЭС — Таможенный союз прямо ответственен за современный геополитический кризис в Европе!

Масла в огонь подливают и некоторые средства массовой информации, наводя тень на плетень. Заголовки материалов — «Союз утопающих: вовремя ли Россия взялась строить ЕАЭС?», «ЕАЭС: мертворожденный союз» и тому подобные говорят сами за себя.

О «нелиберальности» проекта, «имперских амбициях» поговорим ниже. А пока отметим, пожалуй, ключевую причину такого неравнодушного отношения к ЕАЭС некоторых наших западных «партнеров». Численность населения стран-участниц Евразийского экономического союза почти в пять раз меньше, чем вместе взятых США и Евросоюза при большей почти в полтора раза территории государств ЕАЭС и их уникальном ресурсном потенциале, который был и остается предметом постоянного беспокойства на Западе. А как же не беспокоиться, если с учетом имеющихся у нас полезных ископаемых, очень выгодного месторасположения наших стран между Азией и Европой, имеющегося интеллектуального потенциала новый интеграционный проект уже в скором будущем может обеспечить ЕАЭС одно из лидирующих мест не только в региональной, но и мировой экономике?

Вот и пускают в ход все что ни попадя — от беспрецедентной по лживости и грязи обработки общественного мнения до государственных переворотов и надуманных санкций, чтобы вставить как можно больше палок в колеса, вбить как можно больше клиньев между странами-участницами ЕАЭС и их потенциальными партнерами, в том числе в Европейском союзе.

Что такое ЕАЭС?

Для справки: Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции. ЕАЭС обладает международной правосубъектностью для обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Союз создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. То есть, в отличие от многих других международных объединений, деятельность которых ограничивается намерениями и рекомендациями, ЕАЭС — организация практических дел, что подтверждает Договор о создании Евразийского экономического союза . Конечно, невозможно в журнальном материале подробно пройтись по этому почти 700-страничному с 28 разделами, 118 статьями и 32 приложениями документу, но хотя бы пунктирно обозначить его суть постараюсь.

Прежде всего, в Договоре закреплен статус ЕАЭС как полноформатной международной организации, что позволяет ей выступать именно с позиций союза, а не отдельной страны-участницы, в том числе при контактах с другими общепризнанными международными организациями.

В документе четко прописано то, что дает исчерпывающий ответ госпоже Клинтон и иже с ней относительно их беспокойства по поводу «советизации» постсоветского пространства и «нелиберальности» нового интеграционного проекта. В частности, зафиксированы принципы суверенного равенства государств и территориальной целостности, заложен механизм консенсуса при принятии решений на всех уровнях.

А разве не вершиной демократии является заложенный в Договоре принцип равного представительства сторон в органах ЕАЭС, которое не зависит от доли страны-участницы в бюджете союза, от вклада ее экономики в общее дело? То есть количество рабочих мест в аппарате союза и во всех его органах выделяется в равных пропорциях. Таким же образом учитывается количество голосов при принятии решений. О каких «имперских амбициях» России может идти речь, если такой механизм практически нивелирует ее возможности в одностороннем порядке влиять на решения ЕАЭС? И это при том, что экономический вклад нашей страны в союз составляет 90 процентов, а налоговые и таможенные поступления — почти 88 процентов от общего объема финансовых поступлений. Кстати, в Таможенном союзе Россия действительно доминировала, имея 57 процентов голосов. В ЕАЭС такого лидерства одной страны нет.

В Договоре закреплены обязательства стран-участниц по дальнейшей интеграции с учетом отраслевого принципа, по скоординированной экономической политике с целью повышения благосостояния граждан союза, укрепления наших экономик, повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Последнему будет способствовать то, что Договор полностью соответствует нормам и правилам Всемирной торговой организации, включающей в себя 160 членов (это, кстати, тоже к вопросу о либерализме в ЕАЭС).

В особой части Договора предусмотрен формат двухсторонних обсуждений по всем спорным вопросам, в том числе в такой чувствительной сфере, как оборот минеральных ресурсов.

По мнению экспертов, при всех его положительных качествах Договор не лишен недостатков. Иначе, видимо, и быть не может, учитывая то, что документ неразрывно связан с продолжающимся живым и очень сложным процессом интеграции, которая сродни решению уравнения со многими неизвестными. Но недаром самый известный евразиец Лев Гумилев учил: «Сила системы в ее сложности».

От теории — к практике

В том, что в новогодние дни бокал за вступление в действие Договора о создании ЕАЭС поднял Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, сомневаться не приходится. Именно он, выступая в 1994 году в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, впервые озвучил идею создания Евразийского союза. В тех условиях, когда на руинах советской империи отдельные новоявленные республики пребывали в состоянии, близком к агонии, многим казалось, что это было все равно, что плеснуть керосином в еще дымящийся костер.

Но посылы казахстанского руководителя, который, как никто из его бывших союзных коллег, осознавал значимость утраченного, были просты и понятны. Современная евразийская интеграция — это не возврат к Советскому Союзу. Это по-настоящему равноправное сотрудничество независимо от экономического потенциала и величины страны. Это — кооперация, прежде всего с ближайшими соседями. Это развитие с учетом положительного предыдущего опыта, а не консервация прежнего состояния. Это знаменитое назарбаевское: «Сначала экономика, потом политика».

Не сразу идея создания нового Евразийского союза нашла адекватное воплощение. Но это произошло. В меньшей или большей степени тому способствовали такие формирования, как Содружество Независимых Государств, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, что, в конце концов, и привело к Договору о создании ЕАЭС. Подчеркну, что Президент Казахстана всегда оставался инициатором, последовательным сторонником и активным катализатором процесса экономической интеграции. Недаром Президент России Владимир Путин, находясь 29 мая 2014 года в Астане на подписании Договора о ЕАЭС, отметил символичность того, что это происходит «именно в столице Казахстана, ведь у истоков идеи Евразийского союза стоял Нурсултан Назарбаев». И это еще один повод для размышлений и объективных выводов (если они на такое способны) недоброжелателям евразийской интеграции, беспокоящимся о российской экспансии на постсоветском пространстве.

Практическое становление Евразийского союза идет непросто. И это подтверждает, вспоминая вышеприведенный заголовок в одном из СМИ — «ЕАЭС: мертворожденный союз», мрачноватую шутку о том, что «только мертвые не потеют». Проблем, над которыми надо изрядно попотеть, еще действительно много. Например, в России налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц и ряд других значительно выше, чем в Казахстане. Острой остается проблема реэкспорта продукции через территорию стран-участниц ЕАЭС, которая усугубилась после нашего ответа на санкции против России.

Не раз во время поездок в Казахстан и Беларусь приходилось сталкиваться с обескураживающими примерами. Предприниматель возмущался тем, что для оформления разрешения на перевозку крупногабаритного груза на нескольких автомобилях через находящуюся в 50 километрах границу с Казахстаном приходится долго и нудно получать необходимый документ в Москве, который отличается от выдаваемого на месте, в Оренбурге, лишь цветом бланка. Казахстанский сенатор сетовал на то, что при перевозке железнодорожным транзитом местного зерна в Новороссийский порт тариф на тонну продукта из Казахстана почти в два раза выше российского при абсолютно одинаковых условиях транспортировки. А один из руководителей белорусского таможенного комитета признавал, что, несмотря на сформированное законодательство и имеющиеся механизмы для решения возникающих вопросов через Евразийскую экономическую комиссию, нормализовать работу интеграционного союза не так просто, учитывая особенности каждой из стран-участниц.

Проблем становления, конечно, не избежать. Но эффект интеграции тоже налицо. Например, за первый год работы Таможенного союза взаимный товарооборот между Россией, Казахстаном и Беларусью по отношению к базовому 2010 году вырос почти на 34 процента, а в следующем — почти на 44 процента. Расклад по отдельным странам таков: рост экспорта России в 2010 году, когда был введен Единый таможенный тариф, составил 119 процентов, а в 2011 году — 133 процента. Соответствующие показатели Беларуси — 149 и 145 процентов, Казахстана — 167 и 124 процента. А в 2012 году доля экспорта обработанных товаров в рамках Таможенного союза впервые превзошла долю экспорта сырья и составила 58 процентов. Одна из причин ухода от сырьевой зависимости — восстановление прямых производственных связей между предприятиями наших стран. Производственно-кооперационное сотрудничество только с одной Беларусью обеспечивает России около трех миллионов рабочих мест. Более восьми тысяч российских и белорусских предприятий нуждаются во взаимных поставках.

Правда, на сегодняшний день такой ресурс роста, как снятие таможенных барьеров, почти исчерпал себя, поэтому дальнейшее наращивание показателей требует качественного улучшения работы интеграционного объединения.

«Успех интеграции, — подчеркнула недавно Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко, — в значительной степени зависит от того, сможем ли мы четко и ясно идентифицировать возникающие уже на этом этапе проблемы. Сумеем ли сделать выверенные выводы и рекомендации по преодолению возможных центробежных тенденций на этапе становления ЕАЭС в условиях сегодняшней мировой конъюнктуры. Совершенно очевидно, что ключ к решению возникающих проблем — в активном поиске разумного баланса общих интересов в процессе интеграции и интересов отдельных государств».

Естественно, такой «разумный баланс» должен быть закреплен законодательно. И этим занимаются как страны-участницы ЕАЭС, так и наднациональные органы. Например, Евразийская экономическая комиссия работает над совершенствованием антимонопольного законодательства. Уже принят модельный закон о конкуренции, идет работа над Антимонопольным кодексом ЕАЭС. По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова, «опираясь на передовой международный опыт, мы готовим соответствующие рекомендации»: «Например, одна из норм, рекомендованных нами России, касается усиления контроля за созданием предприятий, где 50 процентов акций принадлежит государству… А Казахстану, в свою очередь, мы рекомендуем усилить контроль за осуществлением государственных закупок и введение института предостережения и предупреждения за нарушения антимонопольного законодательства». Как видим из этого примера, Россия и здесь присутствует исключительно как равная среди равных, получая и воспринимая критические замечания от ЕЭК.

Процесс пошел. Каков результат?

То, что успешная реализация проекта ЕАЭС станет мощнейшим локомотивом экономического роста входящих в него стран-участниц, сомнению не подлежит. Но для ускорения процесса интеграции он должен наряду с сугубо экономическими и законодательными мерами получить широкую информационную и экспертную поддержку. Пока, к сожалению, общество слабо информируют об этом, что подтвердил прошедший недавно в пресс-центре Евразийской экономической комиссии «круглый стол» «Евразийская экономическая интеграция: экспертный взгляд». В основном разговор шел вокруг презентованной книги Дмитрия Евстафьева и Кирилла Привалова «Евразия: новые горизонты интеграции».

По замыслу авторов, целью книги как раз и было доходчиво рассказать об интеграционных процессах самому широкому кругу читателей, вовлечь в диалог чиновников, экономистов, политологов, преподавателей, студентов. Участники дискуссии согласились, что в условиях информационного голода подобные работы имеют большое значение для разъяснения и популяризации идей евразийской экономической интеграции. «Надо, чтобы каждый человек понял и почувствовал, что конкретно ему дает интеграционный проект, какие возможности и перспективы открывает новый общий рынок», — отметил директор Департамента макроэкономической политики ЕЭК Евгений Хотулев.

А возможности, подтверждают эксперты, огромные. «Создание единого рынка труда, услуг и капитала даст эффект геометрической прогрессии, когда наши производители и товары, произведенные в ЕАЭС, станут привлекательными для иностранных инвестиций и крупнейших мировых рынков. Эффект объединения потенциалов уже сейчас хорошо заметен на примере взаимодействия приграничных регионов России и Казахстана», — констатировал генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По словам одного из авторов книги, профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Евстафьева, ЕАЭС крайне нужны флагманские инфраструктурные проекты, которые позволят придать новый ощутимый импульс интеграции. «Новое евразийство — прагматическое, — говорит он. — Только прагматизм в данном случае подразумевает нацеленность всех идеологических построений и концепций развития на достижение практических результатов и на укрепление экономики».

И такие совместные проекты, предприятия, являющиеся мощными скрепами евразийской интеграции, уже есть. В ракетно-космической отрасли это строительство комплекса нового поколения «Байтерек», который даст возможность заменить запуски экологически вредных носителей типа «Протон» на ракетоноситель «Зенит». В машиностроении — производство в казахстанском городе Кокшетау автотехники КамАЗ, уже выпущено более четырех тысяч единиц такой техники. В сфере инновационных экологических технологий создана первая казахстано-российская научно-производственная компания «Тенре-Аэролайф» по проектированию, производству и сервисному обслуживанию инновационных систем очистки воздуха на основе технологии фотокатализа.

И таких примеров становится все больше и больше. Процесс, что называется, пошел. А значит, будет и результат. Да, он, собственно, уже есть, о чем говорят выше приведенные цифры и факты. И это — самый убедительный ответ тем недоброжелателям, кто грозится «замедлить» или «предотвратить» процесс евразийской интеграции. У меня даже мелькнула крамольная, на первый взгляд, мысль: пусть эти санкции Запада в отношении России сохранятся подольше — это заставит нас быстрее мобилизоваться и активнее осуществлять давно назревшие преобразования.

Созвучные размышления прозвучали на «круглом столе» от генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М. В. Ломоносова Сергея Рекеды: «Сегодня очень много говорят об интеграции в контексте сложных социально-экономических процессов, и прежде всего о том, как повлияет кризис на интеграцию. При этом мало кто говорит о том, как сама интеграция может способствовать преодолению негативных явлений. Сегодня важно понять, что это не процесс ради процесса, а инструмент решения проблем, развития, модернизации экономик стран-участниц». Одним словом, Клинтон, тьфу! — клин клином вышибают. Добавлю только, что делать это нам надо не вопреки кому-то, а ради нас самих.

Юрий Говердовский

http://www.russia-today.ru/article.php?i=1326