Что будет после Олимпиады
07.02.2015Прогноз экспертов «Клуба Регионов»
«Клуб Регионов» обсудил с экспертами распространенные версии о том, чего стоит ждать России после Олимпиады: произойдет ли отставка правительства и губернаторов, ждать ли девальвации рубля и закручивания гаек, или самые мрачные сценарии развития являются не больше чем мифом.
Чем ближе Олимпиада, тем чаще звучат версии о том, что спортивное событие может стать своеобразным водоразделом в политике, экономике и культурной жизни. В интернете можно встретить опросы типа «Запретят ли после Олимпиады либеральные СМИ?», а также мнения о том, что после 23 февраля, когда мировое спортивное и политическое сообщество покинет Сочи, россиян ждет череда губернаторских отставок, с которыми власть решила «повременить». В числе самых смелых предположений — отставка всего кабмина и Дмитрия Медведева. Недавнее заявление пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова в эфире «Коммерсант FM» о том, что отставки правительства после Олимпиады не будет и что слухи об этом «перманентная забава», лишь подогрело интерес. Также Песков сказал, что не следует ожидать девальвации рубля именно после Зимних игр, подчеркнув при этом, что национальная валюта стала подать «еще до начала Олимпиады».
«Клуб Регионов» поинтересовался у экспертов, станет ли Олимпиада для России «рубиконом» и каких изменений стоит или не стоит ждать после нее.
Украина пока важнее
Александр Кынев, политический аналитик: «Я не думаю, что к тому, что касается отставки правительства или губернаторов, Олимпиада вообще имеет какое-то значение. Это разные истории, у них разная логика, там масса других факторов.
Олимпиада важна с точки зрения общего ощущения федеральной власти того, что происходит в стране и в мире, и каковы ее собственные перспективны. Будет ли она себя чувствовать на коне, как победитель и триумфатор, или она будет себя ощущать как изгой. Грубо говоря, что будет после этого доминировать? Страхи, фобии и обиды или что-то другое. Я думаю, что ситуация на Украине пока больше влияет на действия власти, чем Олимпиада. Потому что она как раз создает массу фобий и провоцирует не самые адекватные действия».
У России другой водораздел
Захар Прилепин, писатель: «Во-первых, никто не считает, что Олимпиада станет водоразделом. Я ни разу в жизни этого не слышал. Во-вторых, очевидно всем, что она не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к духовности, ни ко всем остальным вещам. В-третьих, в России водоразделом станет смена социально-политического строя, а не Олимпиада и прочие массовые увеселительные мероприятия».
Гайки закрутят посильнее
Николай Сванидзе, журналист, историк: «Будет просто продолжение всего того, что мы видим сейчас. Никаких резких изменений после Олимпиады не будет. Либерализации, на мой взгляд, не будет потому, что не с чего ей взяться. Уж, скорее, можно ожидать другого, что до Олимпиады боятся гаечки подкручивать, потому что не хотят испортить себе международную репутацию перед Олимпийскими играми и испортить себе сами Игры. А после Олимпийских игр это сделают с более легким сердцем.
Я думаю, два фактора — становящееся все более сложным экономическое положение и ситуация на Украине — склоняют руководство [страны] к постепенному, плавному закручиванию гаек, которое, я думаю, после Олимпиады продолжиться во всех сферах».
Не будет ни гаек, ни отставок
Дмитрий Журавлев, политолог, генеральный директор Института региональных проблем: «Я понимаю логику тех, кто считает, что после Олимпиады должно что-то ужесточиться, но я с этой логикой все-таки не согласен. Чтобы закручивать гайки, нужно иметь гаечный ключ. Вот что значит — закрутить гайки? Закрыть один-два телеканала? Но и для этого нужен повод. Поэтому я не думаю, что будут какие-то очень резкие изменения. Любые резкие движения — это лобовая конфронтация если не с населением, то с интеллигенцией. Зачем это нужно?
В отставку части правительства [после Олимпиады] я могу поверить. Я не говорю, что она будет, но если будет, то это не покажется невероятным событием. Видя разные подходы Медведева и Путина к каким-то вопросам, аналитики говорят, что они разные, и поэтому один должен съесть другого. Но ведь они работают вместе много лет, у них выстроена своя система отношений. Эту систему отношений нельзя поломать разницей во взглядах. Поэтому утверждать железно, что не будет отставки Медведева [нельзя], но и говорить о том, что она готовится, что она произойдет, — это заявление преждевременно».
Дальше будет только хуже
Андрей Лавров, политолог: «Бесспорно, Олимпиада будет водоразделом. Прежде всего, она будет водоразделом с экономической точки зрения, потому что все деньги, которые можно было потратить, будут потрачены в пределах Олимпиады. Дальше нас ждет жесткое сокращение, экономия.
С политической точки зрения нас ждут очень серьезные заморозки. Перед Олимпиадой для того, чтобы не выглядеть совсем монстрами, мы произвели энное количество таких псевдолиберальных шагов типа освобождения Михаила Ходорковского, «PussyRiot» и пр. Ничего большего, естественно, совершенно не будет».
Хуже будет только в Краснодарском крае
Наталья Зубаревич, эксперт-экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики: «В экономике ничего не вижу, связанного с Олимпиадой. Деньги уже потрачены. Олимпиада и регионы — это абсолютно [разные вещи]. Регионам просто стали перечислять меньше трансфертов — это первое. Во-вторых, в регионах самостоятельно, без всякой Олимпиады, резко упал налог на прибыль. Соответственно, бюджеты субъектов Федерации разбалансированы главным образом потому, что федеральная власть назначила им дополнительные расходные обязательства и компенсировала их только частично, что нарушает бюджетный кодекс.
Хуже будет только в Краснодарском крае. Дальше придется содержать эти многочисленные сооружения. Они лягут как расходные обязательства на бюджет Краснодарского края, бюджет города, а у них денег мало. Но я ни секунды не сомневаюсь, что господин Ткачев (Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края. — Прим. «КР» ), как и до этого [Рустам] Минниханов (глава Татарстана. — Прим. «КР» ), найдет варианты, как переложить свои расходные обязательства на других агентов, на федеральный бюджет, на крупные компании, потому что бюджет Краснодарского края не вытянет содержание всех этих объектов».