Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«Зуд реформаторства»: эксперты критикуют идею слияния силовых ведомств

05.02.2015

Минфин предлагает упразднить ФСКН и ФМС, передав их функции МВД, при этом под сокращение попадут десятки тысяч силовиков. Радикальное решение якобы позволит сэкономить 30 млрд руб. Экономист Игорь Николаев прогнозирует, что эффект от реализации этих мер будет минимальным, и называет инициативу «зудом организационного реформаторства». А политолог Дмитрий Журавлев уверен, что людей, умеющих обращаться с оружием, опасно «выгонять на улицу». Член ОП Антон Цветков реформу поддерживает, поскольку действующая система неэффективна, но призывает обойтись без увольнений.

В рамках сокращения бюджетных расходов в администрацию президента поступило предложение о передаче функций ФСКН и ФМС в МВД, Минтруд и Минздрав, сообщает «Коммерсант». С инициативой выступили Минфин и МВД.

Предложение подразумевает расформирование миграционной службы и наркоконтроля. Министерство труда может взять на себя функции надзора за трудовыми мигрантами, а контроль за оборотом легальных наркотиков перейдет к Минздраву. Что касается МВД, то ведомство примет на работу часть наркополицейских, также часть сотрудников ФМС продолжит службу в составе специально созданного паспортно-визового управления министерства.

Расформирование ведомств, как ожидается, будет сопровождаться массовыми сокращениями. Так, из ФМС могут быть уволены до половины из 40 тыс. сотрудников, из ФСКН — не менее 27 тыс. из 34 тыс. человек. Авторами реформы особо подчеркивается, что сокращения коснутся прежде всего генеральских должностей и управленческого аппарата.

Уже известно, что против слияния ведомств выступил руководитель ФСКН Виктор Иванов. По информации СМИ, он направил в АП письмо, в котором заявил, что ликвидация его службы негативным образом скажется на «оперативной обстановке» в стране. Однако позднее в ФМС и ФСКН заявили, что информацией о реорганизации не располагают.

Главным плюсом планируемой реформы, по мнению ее авторов, является экономия бюджетных средств в сумме 30 млрд руб. Впрочем, многие эксперты скептически относятся к этим расчетам.

Экономист, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев заявил «Клубу Регионов», что социально-экономический эффект от вышеперечисленных мер будет минимальным. Вместе с тем он сомневается в том, что работы действительно лишатся десятки тысяч силовиков: «Наверное, кто-то и может быть сокращен в связи с десятипроцентным секвестрованием средств федерального бюджета, но в основном как все делалось, так и будет делаться — сократят в первую очередь за счет вакансий».

Комментируя возможные мотивы инициаторов слияния ведомств, Николаев заметил: «У нас, к сожалению, часто так бывает, что зуд организационного реформаторства в непростые времена проявляется с особой силой». По его мнению, структурные перестановки — это вопрос второстепенный. Первостепенно в данной ситуации то, как ФСКН, ФМС и МВД будут реализовывать свои функции, «будь они по отдельности или вместе».

О негативных последствиях непродуманного реформирования силовых ведомств предупреждает политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «Мы с вами пережили реформу МВД. Там тоже много кого посокращали. Но качественных изменений я не увидел, кроме одного: в течение нескольких месяцев вся система не работала, ее реформировали. Здесь будет то же самое». Что касается сокращений, то в случае с ФМС государство получит «армию безработных женщин среднего возраста». «Насчет ФСКН — не думаю, что это будет армия безработных. Им найдется работа: они будут делать то же самое, но наоборот», — продолжает Журавлев. «Выгонять на улицу специалистов — это значит усиливать антигосударственные структуры. Нельзя выгонять человека, умеющего обращаться с оружием, на улицу просто так», — уверен эксперт.

Он также подчеркнул, что министерству труда, чтобы контролировать трудовую миграцию, необходимо будет создать подразделения по всей стране вплоть до районного уровня, но «лучше тогда не трогать ФМС». Присоединение паспортно-визовой службы к МВД ситуацию также качественно не изменит, полагает Журавлев. По его словам, подразделением МВД можно сделать и ФСКН, но при этом необходимо учесть, что борьба с наркотиками — это кумулятивный процесс, вбирающий усилия очень многих структур. С другой стороны, можно понизить статус ФСКН, но «это поможет спастись только от десятка генералов», а «больше позитивного эффекта не видать», резюмировал политолог.

Иное мнение у председателя комиссии по общественной безопасности ОП РФ Антона Цветкова — он уверен, что органы внутренних дел могли бы эффективнее бороться как с нелегальной миграцией, так и с наркотиками. Эксперт выступает за то, чтобы вернуть эти функции назад в МВД. «Более того, наличие других служб иногда даже несет вред, — подчеркнул Цветков. — Я часто общаюсь с сотрудниками территориальных ОВД и, задавая им вопрос по борьбе с наркотиками, слышу, что они не должны этим заниматься, поскольку есть наркоконтроль . А в ФСКН говорят, что занимаются не розницей, а большими партиями».

Однако проводить реформирование силовых структур необходимо без масштабных сокращений, решая заодно проблему нехватки кадров в полиции, полагает Цветков.

http://media-office.ru/?go=14160389&pass=2efd97a2835d02ae2e888bbb4a58d565