Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Лед и пламень

29.01.2015

Участники недавно прошедшего Гайдаровского форума впервые за историю этого мероприятия обратились к арктической теме. Это еще раз подтвердило, что за последние годы в развитии России наметился новый вектор.

— Сегодня Арктика представляет собой центр притяжения политических и экономических интересов многих стран и транснациональных компаний. В этой связи важно заложить прочную основу для бережного освоения этого региона и его ресурсов, — отмечает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа

Дмитрий Кобылкин.

Специалисты подчеркивают: освоение полярных и приполярных областей, как и в советское время, — важнейшее условие развития России. Но оно осложнено объективными трудностями, в первую очередь экстремально суровым климатом. Некоренное население Арктической зоны России (АЗРФ) чаще всего было «привязано» к крупным экономическим проектам. В 1990-е годы, когда экономическая активность в этих местах упала, а северные надбавки потеряли свое значение, начался массовый отток людей.

— За последние двадцать лет северные регионы России, включая

Арктическую зону, покинули почти 20 процентов жителей, которые были здесь в

1990 году, — подсчитал Владимир Селин, руководитель отдела экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера

Института экономических проблем им. Г.П. Лузина.

К тому же на севере страны слабо развита транспортная сеть, что тормозит развитие всего макрорегиона. В грузоперевозках задействован речной флот, однако основой все равно остается авиация. Так, в Красноярском крае

26 аэропортов, в Якутии — 23 (для сравнения: в среднем по России на регион приходится один аэропорт). Этот вид транспорта недешев, но альтернативы ему зачастую нет.

Таким образом, делают вывод эксперты, возникает замкнутый круг, который необходимо разорвать: развитие инфраструктуры предполагает экономические проекты, способные ее загрузить и дать средства на поддержание, а продвижение таких проектов тормозится слабой развитостью инфраструктуры.

— Условия Арктики требуют инновационного подхода к решению возникающих проблем. Часто для операции, которая на материке вполне рутинна, в северных районах необходимы разработка и применение специальных технологий. Инновационное развитие всегда очень затратно, а в условиях

Арктики становится сверхдорогим. Замедленный инновационный процесс в АЗРФ, при том что ее освоение невозможно без инноваций, — еще одна проблема макрорегиона, не менее острая, чем демографическая или логистическая, — добавляет генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий

Журавлев.

Исследователи и аналитики дружно указывают на парадокс: для решения проблем Арктики необходимы масштабные экономические проекты, базирующиеся на инновациях, но трудности, характерные для региона, делают их настолько сложными и дорогими, что лишь единичные операторы отважатся на их реализацию. Выход большинство специалистов видит только один: в Арктике нужно осуществлять сверхмасштабные инновационные проекты, которые обладают мультипликативным эффектом и способны стать движущей силой развития как отраслей, так и территорий.

Какие проекты могут быть специфически арктическими? Прежде всего базирующиеся на существенных конкурентных преимуществах Заполярья.

— В принципе у арктической экономики два основных конкурентных преимущества: это богатые ресурсы и транспортные коммуникации, относительно выгодные в ближайшее двадцать лет. Следовательно, пока проекты могут быть только двух типов — транспортно-логистические и сырьевые, — делает вывод

Владимир Селин.

Транспортный в настоящее время только один — Северный морской путь.

Но при всей его важности вряд ли сегодня он способен играть роль локомотива развития Арктики. Выходит, двигатель развития — в сырьевой области. Прежде всего речь идет о разработке месторождений нефти и газа.

— Шельфовая добыча углеводородов становится важнейшим рычагом развития страны и в первую очередь ее северных территорий. Осознание этого факта должно изменить наше отношение к нефте- и газодобыче на шельфе. Пора уже прекратить разговоры о «нефтяной игле». Перед нами отрасль, переживающая революцию, отрасль, которая может обеспечить переход к ресурсно-инновационной экономике и наше возвращение в Арктику на качественно новом уровне, — считает Дмитрий Журавлев.

В настоящее время в России реализуют два крупных проекта нефтедобычи на шельфе Северного Ледовитого океана: на месторождении «Приразломное»

(разрабатывает «Газпром» через дочернюю компанию «Газпром нефть шельф») и на месторождении сверхлегкой нефти «Победа» («Роснефть»). Согласно предварительным оценкам, запасы последнего — 391,9 миллиарда кубометров газа и 128,7 миллиона тонн нефти. Таким образом, подчеркивают эксперты, отрасль вступила в арктическую эру, а шельфовая добыча углеводородов — один из ключевых факторов роста российской экономики, благодаря которому становятся возможными полноценное возвращение нашей страны в Арктику и дальнейшее системное освоение этого стратегически важного региона.

Даже санкционное давление, по мнению ряда специалистов, не помешает

России продолжать арктическую программу.

— Наша страна способна самостоятельно, за счет принадлежащих российским компаниям буровых платформ, обеспечить в 2015 году необходимые работы на месторождении в Арктике, — убежден замминистра энергетики РФ

Кирилл Молодцов.

В общей сложности у России восемь собственных платформ. Кроме того, страна развивает производство оборудования, необходимого для нефтедобычи на арктическом шельфе. И первые шаги уже сделаны: в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта создается промышленный и судостроительный кластер, ядром которого станет комплекс «Звезда» в городе Большой Камень.

Инвестиции в инновации и развитие инфраструктуры с неизбежностью приводят к появлению новых высокотехнологичных вакансий.

— Реализация арктических проектов поможет создать до миллиона рабочих мест и даст толчок развитию российской промышленности, — высказал мнение член комитета Государственной думы РФ по энергетике Андрей Крутов.

Высокотехнологичные рабочие места требуют подготовленных кадров, следовательно, ожидается рост спроса на образование в связи с реализацией арктических проектов.

Эксперты также убеждены, что освоение шельфа стимулирует строительство аэропортов, самолетной и вертолетной техники, предназначенной для полярных областей, производство оборудования для подводной добычи, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, а также разработку хладостойких материалов.

Справка «РГ»

К Арктической зоне РФ относится около трети всей площади Арктики, что составляет пятую часть территории России. По экспертным оценкам, численность населения в этой части земного шара — 4,6 миллиона человек, в том числе в российской Арктике — 2,5 миллиона. В настоящее время здесь производится более 90 процентов российских никеля и кобальта, 60 — меди, 96

— металлов платиновой группы, извлекается около 80 процентов газа и 60 — нефти. При этом прогнозные ресурсы перечисленных видов сырья в арктических регионах превышают 70-90 процентов общероссийских. Вклад АЗРФ в национальный экспорт составляет около 25 процентов. Исключительно велико военно-стратегическое значение этой территории. В XXI веке государство вернулось к решению задачи военного присутствия в Арктике, здесь действует группировка войск Вооруженных сил РФ.

Российская газета # Экономика Дальнего Востока