Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

2015 год в России — устойчивое развитие экономики и социальная стабильность или все-таки кризис

26.01.2015

Сегодняшнюю статью мы хотели посвятить анализу грядущего в 2015 году экономического кризиса в нашей стране, но, во-первых, и интернет, и традиционные СМИ просто наводнены материалами на тему (вот некоторые заголовки: «Что будет с российской экономикой в 2015 году» — «КП», «В шаге о т падения» — «АиФ», «Кризис-2014» — «МК» и пр.), во-вторых, президент Владимир Путин в целом одобрил подготовленную правительством антикризисную программу, которую доработают с учетом его замечаний и в будущий вторник, 27 января утвердят, в-третьих, исходя из названия документа — «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», никакого кризиса в России не было, нет и не предвидится.

Судите сами, уважаемые читатели. Нет и не было резкого падения цен на нефть. Не было и скачков валютного курса, что грозит уменьшением объемов ВВП и налоговых отчислений в бюджет. И банки в связи с этим не попали в непростую ситуацию из-за необходимости выплачивать долги в валюте.

И санкций Запад в отношении России не предпринимал никаких, поэтому и российский фондовый рынок не потерял примерно четверть своей капитализации, что исчисляется сотнями миллиардов долларов убытков. И Россия не вводила контрсанкций. И Ростат не сообщал, что инфляция, в том числе, и из-за этого в прошлом году выросла до 11,4% (к двузначному показателю она впервые вернулась с 2008 года), и что непродовольственные товары подорожали в 2014 году на 8,1%, а продовольственные — на 15,4%, в частности, гречневая крупа на 80% за год, белокочанная капуста на 44%, сахарный песок на 38%, курица и свинина на треть, яблоки, помидоры, рыба, рис на 20%, сыр, молочные продукты и колбасные изделия на 15-20%. Даже хлеб не прибавил в цене в среднем 5%.

И не предрек России «полноценный экономический кризис в 2015 году» Алексей Кудрин — председатель Комитета гражданских инициатив и экс-министр финансов РФ. И не спрогнозировал он снижение в следующем году: реальных доходов населения — на 2%-4-5%; импорта в РФ — на 40%; ВВП РФ — на 2% и больше (если цены вернутся к уровню $80 за баррель) и на 4% или больше (если цены будут в следующем году на уровне $60).

Да и на рынке труда страны все хорошо. Ведь не выходит на сцену «трагически малочисленное» (руководитель Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева) поколение 90-х, которое не сможет поддержать реальный сектор и обеспечить импортозамещение, поскольку его количественно не хватит для удовлетворения запросов реального сектора экономики. К тому же мало того, что представители этого малочисленного поколения в большинстве своем получили дипломы менеджеров, юристов и экономистов (но не стали ими), но и работать они не хотят и не умеют. И не спасут положение мигранты, так как их приток упал на 70%: после девальвации рубля и ужесточения требований к мигрантам Россия перестала быть привлекательным работодателем для жителей соседних государств.

И не предсказали эксперты, что проблема рынка труда будет не в уровне занятости населения (прогноз уровня безработицы Минэкономразвития на 2015 год — 6,5% безработных), а в сочетании роста безработицы в одних областях с дефицитом кадров в других, что заставит ряд предприятий переходить на 3-4-дневную рабочую неделю.

И вообще не ждет россиян стремительное падение уровня жизни, что связано не столько с дорожающими продуктами питания, сколько с ростом цен на лекарства, так как полностью перевести фармацевтику на отечественное сырье нереально. И это коснется не только пенсионеров, но и работающих, поскольку социальные риски задержек заработной платы в 2015 году выше, чем в кризисном 2009-м. Поэтому специалисты не уверены в том, что зона бедности, пока составляющая 12% населения, при сохранении текущих тенденций расширится до 23% к концу 2015 года, а для некоторых социальных групп — до 30%.

Видимо, именно поэтому документ, подготовленный правительством и одобренный президентом, и называется «Планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». А еще и потому, что, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «Путин сказал: все под контролем, мы знаем, что делать, как делать, и у нас все для этого есть». Хотя независимые эксперты придерживаются другой точки зрения. Так, известный экономист, профессор Колумбийского университета Чарльз Каломирис заявил: «В своем недавнем выступлении Путин заявил, что у него есть конкретный план. Однако я не представляю себе, что это за план, ведь пресловутого туза в рукаве у него нет и быть не может».

Но ведь и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев тоже не видит (или говорит, что не видит) всей сложности ситуации в российской экономике. По его словам, ну «с нефтью оказалось чуть более сложно, чем мы ожидали, так иногда бывает». Да и вообще: «Похоже, наши проблемы настолько мелки на фоне конца капитализма и того, к чему готовиться в ближайшие 25 лет, так что само по себе это уже внушает определенный оптимизм». Об этом он заявил, выступая на VI Гайдаровском форуме 14 января.

Тем не менее, премьер-министр все-таки признал, что наша страна находится на перекрестке самых разных кризисов, и они обусловлены широким спектром причин: и внешних, и внутренних. В частности, «одной из составляющих являются последствия мирового кризиса 2008 года». Хотя до этого Медведев неоднократно заявлял, что наша страна с честью и минимальными потерями вышла из кризиса 2008-2009 годов. Еще на посту президента Медведев назвал прошедшие годы непростыми, но заявил, что «мы смогли преодолеть последствия ударной волны того глобального финансового кризиса, который начался в 2008 году». Другую причину уже премьер-министр Медведев видит в дисбалансе между доходами и производительностью труда. По его мнению, в дальнейшем доходы и зарплата населения должны увеличиваться только по мере роста экономики и повышения производительности труда. Видимо, как не видать нам роста экономики в ближайшее время (считают многие экономисты), так и повышения зарплаты.

Вслед за руководством страны и члены правительства принялись успокаивать народ. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев заверяет нас: «В кризис важно сохранять душевное спокойствие, иметь крепкие тылы дома, в семье и думать о здоровье. А баррели, санкции — это все преходящее». А сам между тем готовит нам очередной подвох — повышение пенсионного возраста. На том же Гайдаровском форуме-2015, он заявил, что текущий уровень бюджетных трансфертов в Пенсионный фонд является слишком высоким, и нужно искать способы его сокращения — в том числе и за счет повышения пенсионного возраста. Так что, «спокойствие, главное спокойствие», уважаемые будущие пенсионеры.

Что касается итогов цитируемого Гайдаровского форума-2015, то их подвел Дмитрий Журавлев, глава Института региональных проблем, который резюмировал: «Очень много утешений без конкретики. Отсутствие конкретики раздражало слушателей сильнее всего».

Однако он оказался не совсем прав. На той же встрече экспертов-экономистов выход из ситуации — очень своеобразный — предложил Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя: «Не надо ждать чего-то от властей, они сами пока не понимают, что происходит. Большинство наших проблем решения не имеют — нефть мы не сделаем дороже, а Крым не отдадим. Через полтора года к кризису мы привыкнем. Надо выпить и жить дальше». Чисто по-русски, не правда ли?

А для того, чтобы у народа не возникал естественный вопрос: «На что выпить-то?», с 1 февраля водка станет, наверное, единственным продуктом, розничные цены на который понизятся: стоимость пол-литра крепкого алкоголя упадет с 220 до 185 рублей. Эксперты объясняют это решение правительства тем, что региональным властям в начале 2015 года необходимо пополнить бюджеты стабильными доходами. Ведь значительная доля российских доходов формируется за счет продажи алкогольных напитков: в прошлом году они принесли в казну 160 млрд рублей, в этом году доходы составят чуть более 130 млрд. В обмен регионам могут быть снижены акцизы на производство и продажу «жидкого хлеба». А вы-то обрадовались, что они о нас подумали? Не обольщайтесь! На прилавках объем суррогатов не снизится, просто алкогольные комбинаты, специализирующиеся на подделках, переориентируют свои поставки и снова наполнят рынок некачественным алкоголем.

По мнению Вадима Дробиза, бороться с незаконным алкоголем путем повышения и снижения цен довольно сложно — всегда найдутся методы обойти ценообразование, а регулирование лишь дает спекулянтам повод назначать «теневую» цену на рынке. «Судя по всему, дело не в желании государства снизить потребление поддельного алкоголя в среде населения. Просто есть подозрения, что высшее руководство страны договорилось с местной властью о такой мере: снижение минимальных цен на алкоголь. Есть много вариантов, как этим можно воспользоваться: либо заработать на легальном алкоголе, либо поднять необходимые для местного бюджета средства на откатах с незаконных продаж горячительного. Легализовать незаконную продукцию и повысить мораль граждан за счет такой меры невозможно», — отмечает он.

Согласны, мораль граждан дешевой — и без разницы легальной или незаконной — водкой повысить невозможно, но ведь можно ее — мораль этой водкой просто залить. А заодно с моралью и страх перед настоящим, тревогу за будущее и боль за детей. Выпил, и какая тебе разница: кризис — не кризис. Между тем эксперты видят выход, во-первых, в необходимости вести пропаганду среди населения, объяснять людям, что реально их ждет. Так, доктор экономических наук Михаил Делягин убежден, что россияне введены в заблуждение. «Люди думают, что сейчас это все само собой рассосется, сейчас кончится. Такие шапкозакидательские настроения: мол, в 1998-м пережили, в 2008-м пережили и сейчас тоже никаких проблем! Замечательно, на год этих настроений хватит. А дальше? А дальше будет скверно… Самое главное, нужно понять, что кризис — это надолго. Пора к этой мысли привыкнуть. Поймите, что это не сейчас ударило и завтра отпустит, это такая новая жизнь», — поясняет он свою мысль.

Во-вторых, экономист видит выход в реализации инфраструктурных проектов, но для этого, по его мнению, нужно «ограничить произвол монополий и коррупцию, иначе все уйдет в Швейцарию», нужно «прилагать некоторые усилия», и «самое главное — прилагать голову». «А у людей в правительстве, насколько я могу судить, все в порядке, у них все замечательно. Они, как Мария-Антуанетта, считают, что если кому-то не хватает денег на хлеб, то пусть едят пирожные…», — резюмирует Делягин.

Если бы пирожные, уважаемый Михаил Геннадьевич! А то ведь наши «Марии-Антуанетты» предлагают своим поданным вместо дешевого хлеба дешевую водку.

http://www.lawinrussia.ru/node/326541