Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Налог на бедных россиян: разгонится ли инфляция до 20% в 2015 году?

21.01.2015

На VI Гайдаровском форуме зампред ЦБ Ксения Юдаева отметила, что инфляционные ожидания до сих пор сохраняются. Однако, по ее словам, инфляция в 2015 году составит меньше 10%. Реалистичен ли этот прогноз? Можем ли мы увидеть инфляцию в 20%?

Анна Бодрова, старший аналитик Альпари: Судя по старту года, инфляция на протяжении следующих 12 месяцев может оставаться в диапазоне 11,5-15%. Этот коридор будет пересматриваться как минимум дважды за год: весной, когда станет понятным инфляционное движение за первый квартал, и в середине лета, когда более-менее станут ясны перспективы второго полугодия. Инфляционный шок вряд ли сформируется в ближайшие полгода, но очевидно, что нас ждет долгий период двузначной инфляции. Пик может прийтись на февраль-март.

Инфляция в России ввиду ряда экономических санкций и девальвации рубля становится многоступенчатым процессом. С одной стороны, многие сектора внутреннего производства никак не связаны с ограничениями по импорту или банковскими санкциями. С другой, мало кто не заложил в бизнес-риски вероятность резкого ухудшения внешнеполитического фона. Все это не способствует экономической стабилизации и нейтральным розничным ценам.

Есть вероятность нового повышения ключевой ставки ЦБ в рамках борьбы с инфляцией – именно она беспокоит регулятор. Но, опять же, длительный период высоких ставок разрушит банковский сектор и заморозит слишком много инвестиционных проектов. В первую очередь, страдает малый и средний бизнес, который уже переходит в режим консервации проектов. Население беднеет, инвестиционная привлекательность России бледнеет. Естественно, что инфляция – это только отражение в экономике структурных проблем, которые только усугубились на фоне санкций и падения нефтяных цен.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: По итогам 2014 года годовая потребительская инфляция составила 11,34%. При этом, цены росли неравномерно. Так, продовольственная инфляция составила значительные 15,48% на фоне введения продуктового эмбарго против стран ЕС и ослабления рубля. Таким образом, ситуация с динамикой цен в 2015 году в основном будет зависеть от того, как долго будет продолжаться продовольственное эмбарго и как быстро экономика адаптируется к росту цен на импорт. При этом монетарная политика ЦБ здесь не способна оказать существенное влияние, так как рост цен, очевидно, носит немонетарный характер.

На текущий момент видно, что шок от резкого ослабления рубля медленно снижается. Среднесуточный рост цен в январе на текущий момент составил 0,068%, против 0,083% в декабре 2014 года. Хотя, обычно, в январе рост цен ускоряется по сравнению с декабрем.

Я ожидаю, пика годовой инфляции в 12-15% к марту, далее инфляция пойдет на спад и при благоприятных условиях может оказаться ниже 9-10%. Таким образом, действия правительства для снижения годовой инфляции должны нести в себе урегулирование ситуации с взаимными санкциями. Также способствовать снижению инфляционного давления может перенос индексации тарифов естественных монополий на следующий год и, как дополнительный фактор, временная частичная отмена акцизов на алкоголь и сигареты.

Сейчас инфляция носит преимущественно немонетарный характер. Однако снижение ставки (ключевая ставка рефинансирования Центробанка, сейчас 17% – КС) может привести к панике на валютном рынке и очередному всплеску инфляции из-за роста цен на импорт. Я думаю, что ставка останется на текущих уровнях минимум до середины 2015 года.

На текущий момент годовая базовая инфляция в РФ составляет 11,2%. Таким образом, для таргетирования инфляции в нормальных условиях теоретически должно хватить ставки на уровне 14-15% против нынешних 17%.Таким образом, при улучшении геополитической ситуации я жду снижения ключевой ставки к концу текущего года до означенных уровней.

Высокое инфляционное давление негативно влияет на всю экономику, так как ведет к росту процентных ставок и долларизации, снижению деловой активности. Сильнее всего пострадает несырьевой сектор (особенно наукоемкие производства – фармацевтика, машиностроение, ИТ бизнес), так как рентабельность капитала здесь относительна низка при повышенной зависимости от заемного капитала.

Виталий Лакеев, ведущий аналитик Локо-Банка: На мой взгляд, ожидания ЦБ по инфляции на уровне 8-10% являются слишком оптимистичными. В настоящее время инфляционное движение наверх сохраняется, в первом полугодии стоит ожидать пика инфляции. Стоит также учитывать, что в настоящее время ряд продавцов импортных товаров переложили рост валютного курса еще не полностью, сдерживая цены. Таким образом, переоценка в ближайшее время продолжится. На мой взгляд, по итогам года мы увидим двузначные цифры инфляции.

При этом, несмотря на высокую инфляцию, ЦБ будет вынужден снизить ключевую ставку на 2-3% уже в ближайшие 3-6 месяцев, поскольку ставка на уровне 17% существенно усложняет жизнь банковской системе и душит экономику.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Если все будет идти так, как идет сейчас, то ни о каких 8% речь идти не может. Но в принципе инфляцию можно снизить. Что касается инфляционного шока, то по крайне мере пока нет оснований его ожидать.

Наш экспорт в стоимостном выражении, по крайне мере пока, превышает импорт. Поэтому нефтяные цены влияют не столько прямо на инфляцию, сколько на доверие к рублю. Индексации тарифов, пенсий и зарплат бюджетников – процесс ожидаемый, и тоже скачка инфляции дать не может. Спрос на валюту и как следствие этого понижение курса рубля имеет не только и не столько экономические, сколько психологические причины. Продовольственное эмбарго, конечно, влияет на цены, но естественно в своем сегменте. В целом же мы имеем дело не с инфляцией, а с резким падением доверия к национальной валюте, порождающим панику продавцов, которая выражается в росте цен.

Правительство в краткосрочной перспективе может административно остановить неоправданный рост цен с помощью применения «антимонопольных» методов, а в долгосрочной перспективе заняться импортозамещением и повышением доверия к национальной валюте.

Думается, причина здесь в том, что, как мы говорили выше, у нас не объективная инфляция, а падение доверия к национальной валюте, а это поддается исправлению, нужно только успокоиться. Что касается ключевой ставки ЦБ, то ее повышение не остановит инфляцию, так как бьет по производству, что в свою очередь усиливает инфляцию. Борьба с инфляцией с помощью повышения ставки в условиях санкций (то есть закрытого рынка) это тушения пожара бензином.

Инфляция это налог на бедных. Она бьет по покупательной способности граждан, поэтому в экономике она в первую очередь ударит по торговле, сфере услуг и производству потребительских товаров. Во вторую очередь по сфере денежного обращения, то есть банкам.

Редакция «Капитала Страны»